Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав! Скажите, пожалуйста, если на Хануку дома только мама и сын 6 лет (самый старший из детей), то должна ли мама зажигать отдельно от сына Ханукию, а сын отдельно, или сын может зажечь за всю семью? Большое спасибо.
Изначально, по обычаю ашкеназим, желательно, чтобы и мама, и сын зажигали ханукальные свечи с благословениями. Если, в силу обстоятельств, зажечь может только кто-то один, то зажигать за всю семью с благословениями должна именно мама, а не сын.
Теперь вкратце объясним данные законы. Несмотря на то, что зажигание ханукальных свечей является «заповедью, связанной со временем», а обычно женщины освобождены от такого рода заповедей, в данном случае мудрецы обязали зажигать также и женщин. Причина этому: чудо Хануки имеет непосредственное отношение и к женщинам. Во-первых, потому что один из греческих законов был направлен именно против еврейских женщин. Девушку, которая выходила замуж, перед свадьбой забирали в дом греческого наместника. Закон был издан с целью подорвать святость еврейской семьи. Во-вторых, избавление также пришло через женщину — Йеудит усыпила и убила греческого наместника (Мишна Брура 675:10). Обычно, если муж дома, то жена не зажигает сама, поскольку является частью мужа и выполняет заповедь через зажигание мужа. Однако если мужа нет дома, жена обязана зажигать сама (Шулхан Орух 675:3 и Мишна Брура 675:9).
Обычай ашкеназим: все члены семьи (кроме жены, см. выше) зажигают свечи отдельно (Рамо 671:2). Поэтому сыновья, которые достигли такого возраста, когда могут зажигать свечи самостоятельно (приблизительно 3—4 года), обычно также зажигают отдельно (Рамо 675:3).
О том, может ли взрослый человек выполнить заповедь ханукальных свечей «через ребёнка», существует спор. Первое мнение основано на следующих моментах: для взрослых заповедь зажигать ханукальные свечи — это заповедь от мудрецов, а ребёнок обязан зажигать свечи также по решению мудрецов (до совершеннолетия ребенок освобожден от всех заповедей, однако мудрецы обязали воспитывать ребенка, приучая его к выполнению заповедей). Поэтому получается, что «степень» обязанности зажигать свечи одинакова для взрослого и для ребенка, а значит, взрослый может выполнить заповедь «через ребёнка». Другое мнение основано на том, что ребёнка мудрецы обязали зажигать свечи именно в целях воспитания, приучения к выполнению заповедей. А сама заповедь зажигать свечи — также заповедь от мудрецов. Получается, что обязанность ребенка зажигать свечи — «дважды» от мудрецов (т.е. ребёнок обязан зажигать свечи для того, чтобы уметь выполнять эту заповедь, когда станет взрослым). Поскольку чтобы обязать ребенка не достаточно было одного постановления, а надо было прибегнуть к еще одному, следовательно,«степень» обязанности ребенка меньше, чем взрослого. Поэтому взрослый не может выполнить заповедь зажигания ханукальных свечей «через ребёнка», а ребёнок может выполнить эту заповедь «через взрослого».
Шулхан Орух (675:3) привел оба мнения. Мишна Брура (675:13) пишет, что, поскольку в законах чтения Мегилы Шулхан Орух привел только второе мнение (689:2), получается, что взрослый не может выполнить «через ребёнка» заповедь зажигании свечей. В исключительных обстоятельствах, когда нет другого выхода, может быть, можно полагаться на первое мнение: что взрослый может выполнить эту заповедь «через ребёнка» (Мишна Брура 689:6).
Веселой Хануки Вам и Вашей семье, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Неизвестные исполнители,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.