Темы: Иосиф Флавий, Рав Реувен Куклин, Храм, История, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Если я не ошибаюсь, запрещено построение храма или жертвенника Б-гу, кроме как в Иерусалиме, но в «Иудейской войне» Йосифа Флавия написано: «…Первосвященник Хоний спасся, однако, бегством к Птолемею, с изволения которого он в Гелиопольском округе выстроил городок, похожий на Иерусалим, и в этом городке — храм наподобие Иерусалимского».
Вопрос: можно ли полагаться на это произведение как на исторический документ? Почему первосвященник строит храм вне Иерусалима?
Йосеф, Реховот
Уважаемый Йосеф!
Бейт а-Микдаш, построенный Хоньо в городе Александрия упоминается в Талмуде в нескольких местах. В трактате Менахот (109а) прослеживается цепочка событий, приведшая к этому. Там рассказывается, что у Шимона-праведника, многие годы бывшего первосвященником, было два сына — Шими и Хоньо. Несмотря на то, что Шими был старше брата на два с половиной года, именно Хоньо — младшего выбрал Шимон-праведник себе в преемники. Причина была проста: Хоньо был способней Шими. Тем не менее, поддавшись порыву, Хоньо уступил старшему брату эту почётную должность. Решение это, однако, шло не от чистого сердца. Вскоре Хоньо пожалел о своём поступке и решил во что бы то ни стало вернуть себе эту должность. Для этого нужно было продемонстрировать всем полную несостоятельность Шими как первосвященника. Хоньо надеялся, что, обнаружив явную непригодность Шими к исполнению службы, брата тут же сместят и должность возвратится к нему. Для этого Хоньо нарядил простодушного брата в одежды, явно не приличествующие первосвященнику.
Но всё вышло совсем не так, как хотелось Хоньо. Его интрига была раскрыта. Когда коаним узнали, что Хоньо по злому умыслу пытался помешать брату служить в Храме, это их так возмутило, что они готовы были убить его. Хоньо пришлось бежать в Египет, в Александрию, бывшую тогда крупнейшим античным городом, средоточием культуры и науку своего времени. Именно там Хоньо «осуществил» своё чаяние стать первосвященником. Построив точную копию Храма, он стал приносить там жертвы. Кроме того, он собрал вокруг себя самых разных людей, евреев и египтян, и те назначили его «первосвященником». Впрочем, в Талмуде приводится высказывание раби Йеуды бен-Бетэйра о том, что жертвы Хоньо посвящались исключительно Творцу и ни в коем случае — языческим богам.
Как вы правильно отмечаете, принося жертвы вне стен Иерусалима (пусть они и приносились Всевышнему), Хоньо нарушал запрет Торы: «Да остережёшься ты, дабы не вознести вознесения твои в любом месте, что тебе приглянется» (Дварим 12, 13). Это запрет Торы приносить жертвы за пределами Храма (отметим: запрет вступил в силу лишь с возведением Храма). И действительно, Рамбам (Маймонид) в своём комментарии к Мишне (Менахот,13,10) ясно говорит, что Хоньо нарушил этот запрет Торы. Однако авторы комментария Тосафот (Менахот 109 б) считают, что Хоньо приносил жертвы лишь для неевреев. Такие жертвы не запрещено приносить вне стен Бейт а-Микдаша.
Таким образом, получается, что в самом изложении факта Йосеф Флавий не погрешил против истины. Но, конечно же, к его книгам нельзя относиться как к достоверному источнику информации, и этому есть целый ряд причин. Поэтому его свидетельства о значимых событиях можно принимать лишь с немалой долей сомнения.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Иудейская война
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Хони Амеагель — чудотворец и праведник эпохи второго Храма
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Батшева Эскин
Имя Иосифа Флавия мы не встретим ни в Талмуде, ни в Мишне. Евреи не придавали никакого значения его произведениям в течение многих столетий. Их не переписывали, не хранили и не переводили.
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.