Темы: Тшува, Реувен Куклин, Заповеди, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ помню, что наш Раввин из общины в России, упоминал фразу из Торы «Ты можешь забыть Меня, но не забывай Законов Моих», но я её нигде не могу найти. Суть фразы в том, что еврею не обязательно верить в Б-га, но он должен соблюдать Законы Торы. Суть вопроса: эта фраза из Торы? Если да, то где она упоминается? Если нет, то откуда она может быть. Спасибо.
Уважаемый И.,
Такой фразы в точности нет ни в ТАНАХе, ни в словах мудрецов. Однако есть похожее на первый взгляд высказывание мудрецов (Мидраш Эйха, Птиха, а также Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига): «Лучше бы Меня (Б-га) забыли, но мою Тору хранили (имеется в виду изучение Торы, см. РАШИ Дварим 4, 6), поскольку свет, который содержится в ней, возвращает их на истинную дорогу». Это утверждение выучили мудрецы из пророчества Ермиягу (13, 10-11): «И будет, когда перескажешь ты этому народу все эти слова, и скажут они тебе: “За что Г-сподь изрёк на нас все это великое бедствие? В чём вина наша и в чём грех наш, которым мы согрешили пред Господом, Б-гом нашим?”. Тогда скажешь им: За то, что отцы ваши оставили Меня, — сказал Г-сподь, — и последовали за другими богами, и стали служить и поклоняться им, а Меня оставили и Тору Мою не хранили». Из того, что Творец упрекает: «Меня оставили и Тору Мою не хранили», мы видим, что, даже если бы евреи оставили Творца, всё же есть ещё более низкая ступень — забвение Торы. Почему же? Сами мудрецы отвечают на этот вопрос: «Свет, который содержится в ней, возвращает их на истинную дорогу».
Более подробно об этом свете говорит РАМХАЛь в книге Путь Творца: «В числе воздействий, которые Благословенный производит для нужд Своих творений, есть одно воздействие, возвышеннее всех других, и его сущность более значима и превосходна, чем всё, что существует в реальности. То есть, оно — наибольшее подобие истинной Сущности Всевышнего, которое может существовать в Творении, и его значимость и уровень подобны истинности уровня Благословенного, и именно это (воздействие) Господин, благословен Он, уделяет от Своей Славы творениям. Творец связал это Своё воздействие с явлением, сотворённым Им для этой цели — Торой».
Но важно отметить, что здесь имеется в виду человек, действительно желающий приблизиться к Творцу. Если первой стадии ему тяжело выполнять все законы Творца, Мудрецы советуют ему не отчаиваться: пусть изучает Тору. Изучение Торы приведёт его, в конце концов, и к исполнению заповедей. Тут не говорится об изучении Торы без намерения приблизиться к Творцу и соблюдать все заповеди Торы. О таких людях говорит царь Давид (Теилим 50:16—17): «А грешнику сказал Б-г: зачем тебе проповедовать законы Мои и носить завет Мой на устах своих? Ты же ненавидишь наставление (Мое) и бросил слова Мои позади себя».
С уважением, Реувен Куклин.
Читайте: «Путь Творца».
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Михаэль Солганик
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.