Темы: Предназначение, Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Природа, Астрономия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, ответьте, пожалуйста, на вопрос, зачем Бог создал такое количество планет и галактик? Какие-то звезды и планеты Он создал для отсчета времени, но их же миллиарды, многие из них мы не видим, к тому же есть планеты в сотни раз больше Земли? Е., Россия
Уважаемый Е.,
В Талмуде (трактат Брахот 32 б) сказано, что существует множество планет, которые окружают множество звёзд, и эти звёзды в свою очередь объединены во множество галактик; существуют миллиарды таких галактик. И сказали мудрецы, что все эти бесчисленные звёзды созданы только ради человека. Но Талмуд не объясняет, каково именно назначение этих звёзд.
Однако можно сделать вывод, что Всевышний создал столь многочисленное воинство звёзд, чтобы дать человеку возможность постичь хоть малую часть Своего величия. Царь Давид говорит (Тэилим 8, 4—5): «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звёзды, которые устроил Ты, (Думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нём?».
А вот слова Всевышнего, переданные через пророка Йешаягу (Йешая 40, 25—26): «И кому уподобите вы Меня, чтобы Я сравним был с ним, говорит Святой. Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счётом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и (от) Мощного силой никто не скроется».
Постигая величие Всевышнего, человек приходит к страху перед Ним и любви к Нему. А любить и бояться Всевышнего — две основополагающие заповеди. Рамбам пишет (Йесодэй а-Тора 2, 1—2): «Этот Б-г, почитаемый и внушающий трепет, повелевает любить Его и бояться Его, как сказано: “И люби Господа, Б-га твоего…” (Дварим 6, 5), и сказано: “Господа, Б-га твоего, бойся…” (Дварим 6, 13). Как достичь любви к Нему и страха перед Ним? Когда посмотрит человек на Его удивительные великие деяния и творения и увидит за этим Его бесконечную мудрость, не имеющую границ, немедленно преисполнится любви, и восхвалит, и восславит, и возжелает великим желанием постичь Всевышнего, как сказал Давид: “Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого” (Тэилим 42, 3). И когда человек подумает об этих вещах, он тут же отпрянет назад, и устрашится, и узнает, что он малое, низкое, тёмное создание, стоящее со своим поверхностным и бедным пониманием пред Тем, Кто понимает всё, как сказал Давид: “Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих… (думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его?..” (Тэилим 8; 4—5)».
Но, конечно, помимо этого, у каждой звезды есть свое отдельное предназначение, как говорит стих, приведённый выше (Йешая 40, 26): «…всех их по имени называет Он». Это означает, что у каждой звезды — особая функция. Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) пишет в Маамар а-Икарим («Очерк об основах»): «Нет такой вещи внизу, за которую не отвечал бы никто из сонма ангелов. Они руководят этой вещью, производят в ней изменения и приводят на неё всё то, что постановил Всевышний, благословен Он. И воздействие высших созданий на материальные вещи и существа мы назовём влиянием (ашпаа). Все влияния высших созданий на вещи внизу осуществляются через звёзды».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Очерк об основах
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Как соотносится рассказ Торы и современная космология?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Мендель Агранович
Что Тора на самом деле об этом говорит?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Захария Матитьяу
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.