Темы: Обет, Реувен Пятигорский, Обещание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧасто слышу сочетание «бли недер». Что оно означает?
«Бли недер» значит «без обещания», без строгого обязательства выполнить то, что мы постараемся сделать. Так говорят в тех случаях, когда произносится фраза, из которой наш собеседник может, вроде бы, понять, что мы обещаем сделать так-то и так-то. Но почему нужно добавлять эти слова? Неужели надо искать лазейку и загодя добавлять, что делать ничего не будем, — только чтобы не обидеть человека, обратившегося к нам с просьбой? Дескать, так и быть, просьбу выполним, — но вообще-то не очень на нас полагайся. Согласитесь, во всём этом слышится что-то лицемерное.
Объясняем. Никакого лицемерия здесь нет. Давая обещание, я самым строгим образом должен его выполнить! И меня не спасут слова «бли недер», если я палец о палец не ударил после того, как обнадёжил человека (ибо, видите ли, я же сказал ему — что с меня взятки гладки). Это неэтично! Но тогда зачем добавлять эти слова? Затем, что, как бы я ни старался, иногда приходят обстоятельства, в силу которых я действительно ничего не могу сделать. Если бы я не сказал этих слов, то, независимо от обстоятельств, я обязан выполнить то, что обещал. Но если я их произнёс, то тем самым заранее говорю, что в некоторых случаях я от взятого обязательства свободен.
Строго говоря, недер — это обещание выполнить заповедь. Его надо выполнить при всех обстоятельствах. Но и во всех остальных случаях будьте людьми слова. А поэтому остерегайтесь обещать то, что рискует остаться невыполненным… Мы, бли недер, ещё будем писать об этом законе.
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Матот»
Рав Яков Шуб
С какого момента заповедь отделять десятину считается выполненной?
Рав Реувен Пятигорский
Автобиография автора Толдот.ру, рава Реувена Пятигорского
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
От какой женщины можно породить чужих детей?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже
Рав Яков Шуб
А разменивать деньги из копилки?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.