Темы: Смысл творения, Реувен Куклин, Берешит, Сотворение мира, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныАдам изначально был и мужчиной, и женщиной вместе, зачем ему понадобилось разделение, и почему Ашем, будучи самодостаточным, решил создать мир?
В Торе два раза говорится о сотворении человека – «по-разному». В одном месте (Бэрейшит 5, 2) сказано: «Мужчину и женщину, сотворил их…» Отсюда ясно, что Всевышний изначально сотворил Адама и Хаву по отдельности. В другом же месте говорится (Бэрейшит 9, 6): «…по образу Б-жию создал Он человека». Отсюда следует, что вначале Адам был сотворён один. Мудрецы объясняют (Талмуд, Брахот 61а): «Сначала [Он] задумал сотворить двоих, а в конце был создан лишь один».
Сказал Царь Шломо (Мишлей 1, 6), что он написал книгу Мишлей, чтобы «понять притчу (машаль) и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (хидотам)». Эти слова толкует Гаон из Вильно: Царь Шломо говорит здесь о Письменной и Устной Торе. Письменная Тора здесь названа машаль («притча», «пример»), потому что пример всегда понятен, однако он никогда не приводится «ради себя самого», – в нём всегда скрыт намёк на глубокие вещи, которые сложно понять без помощи примера. Так и слова Торы даны не только ради их простого смысла, но и ради тех глубоких вещей, на которые они «намекают» [см. Зоар, Бэаалотха 149, 2: «Да выйдет дух из того, кто говорит, что Тора написана только ради того рассказа, который в ней изложен. Потому что, если бы это было так, Тора не была бы высшей Торой, истинной Торой… Но, конечно же, святая Тора – Тора истинная, «Тора Господня совершенна», и каждое слово в ней учит нас вещам высшим»]. А Устную Тору назвал Царь Шломо «загадкой» (хида), потому что она подобна загадке – даже простой смысл её не понятен.
Это относится и к тем словам мудрецов, которые мы привели выше: их нельзя толковать буквально, поскольку буквальное понимание было бы таково: Б-г сначала «запланировал» одно, потом «раздумал» и сделал другое. Это невозможно, поскольку Всевышний совершенен во всём. Говоря о Его действиях, невозможно использовать такие слова, как «раздумать», «передумать» «изменить первоначальные планы» и т.п, как сказано в стихе (Шмуэль 15, 29): «…ибо не человек Он, чтобы раскаяться».
Разъясняет Виленский Гаон (комментарий на Мишлей 9:10, см. также Имрэй Ноам на эту Гемару), что всегда существует различие в «направлениях» мышления и деятельности: мысленно человек сначала рисует цель – ради чего он собирается что-либо сделать – и только затем думает о деталях, как именно он будет это делать. А в деятельности – детали предшествуют цели. Именно это подразумевается в высказывании мудрецов о том, что Всевышний «сначала принял решение сотворить двоих». Целью творения было создать Адама и его жену «отдельными», чтобы жена могла помогать мужу (ведь ради этого она была сотворена, как сказано (Бэрейшит 2, 18): «И сказал Господь Б-г: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему»). Однако порядок действий был таким, что вначале оба были сотворены вместе. Это было необходимо для того, чтобы увеличить их любовь и близость друг к другу, чтобы они ощущали себя как бы единым целым.
Из этих источников можно понять, почему Всевышний сначала сотворил мужчину и женщину как единое целое, а затем разделил их.
Чтобы попытаться ответить на Ваш вопрос, почему Всевышний, будучи самодостаточным, совершенным, решил сотворить мир, приведу цитату из книги Ийова (11, 7): «Можешь ли, исследуя, отыскать (помыслы) Б-жьи?» – т.е. у нас нет возможности постичь всю глубину Его помыслов. И сказано (Йешая 55, 9): «Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои – мыслей ваших». Поэтому мы не сможем в действительности постичь, зачем Всевышнему «понадобился» этот мир, если Он не нуждается ни в чём, так как полностью совершенен.
Однако часть Своих помыслов об этом открыл Он нам. Всевышний добр, и путь добра – благодетельствовать другим. Ради этого Он и создал человека – чтобы дать ему благо. А поскольку человек всегда больше наслаждается тем, что ему удалось добыть самому, чем тем, что получено в подарок, Всевышний создал человека и окружающий его мир с «недостатками», чтобы человек мог усовершенствовать себя и весь мир. И в этом заключается его работа, за которую он получит совершенную плату.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Зачем нужен Сатан?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Натан Авиэзер
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
…и многие другие?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.