Темы: Рав Реувен Куклин, Песах, Суббота, Хамец
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХаг самеях! Гуд ем тов!
Песах кашер ве самеях. У меня вопрос. В субботу 19 апреля до какого часа можно есть хлеб? Вообще, каковы законы, связанные с хамецом в этом году? Бе ковод рав,
Владимир
Уважаемый Владимир!
В Песах есть три основных запрета, связанных с хамецом:
1. Его запрещено есть.
2. Запрещено получать какую-либо пользу от хамеца.
3. Запрещено владеть хамецом.
Для того, чтобы не съесть по ошибке хамец в Песах, и для того, чтобы не нарушить запрет владеть хамецом в Песах, постановили мудрецы, чтобы в ночь накануне Песаха каждый еврей искал хамец в своём владении. После этого мы отказываемся от хамеца, о котором нам неизвестно, говоря: "Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я не видел и не уничтожил, пусть станут ничем и ничьи, как пыль земли". Этот отказ называется битуль хамец.
По Торе запрещено есть хамец с полудня накануне Песаха. С этого момента запрещено также получать какую-либо пользу от хамеца и его невозможно продать. Чтобы отдалить еврея от греха, мудрецы запретили владеть хамецом за один солнечный час до полудня, т.е. с начала шестого солнечного часа, а его есть за 2 часа до полудня, т.е. с начала пятого солнечного часа. Солнечный час – 1/12 часть светового дня (по мнению Виленского Гаона, с восхода солнца до его захода, а по мнению Маген Авраама, с зари до появления звёзд). Точное время указано в еврейских календарях.
Накануне Песаха до полудня мы обязаны уничтожить хамец. Его можно уничтожить любым способом, но обычай – уничтожать хамец именно путём сожжения (см. Рама, Орах Хаим 445:1). Отказываются от всего хамеца, о котором мы знаем и о котором мы не знаем, говоря: "Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел и которых я не видел, о которых мне известно и о которых мне неизвестно, пусть станут ничем и ничьи, как пыль земли".
Если канун Песаха выпадает на субботу, как в этом году, некоторые вещи исполняют в другом порядке (поскольку в субботу некоторые из вышеупомянутых законов невозможно исполнить):
Ночью накануне пятницы ищут хамец. Отказываются от неизвестного хамеца (см. выше).
Утром в пятницу сжигают весь хамец, помимо хамеца, необходимого для трапез в субботу (см. ниже). Стоит сжечь хамец до начала шестого часа, чтобы не перепутать в другие дни года (Шульхан Арух 444:1). После сжигания хамеца не отказываются от хамеца (в отличие от других лет, когда какнун песаха не приходится на субботу).
Для того, чтобы мы с бόльшим желанием ели мацу во время лейл а-седер, запрещено есть мацу накануне Песаха. Поэтому первые две субботние трапезы должны быть именно с хлебом. Во время этих трапез следует остерегаться, чтобы хамец не распространился по всему дому.
Хамец можно есть в субботу до пятого часа. После этого уничтожают хамец различными путями (разумеется, кроме сожжения). Его можно, например, раскрошить на крошки и спустить в канализацию. Отказываются от всего хамеца (как приведено выше). Третью трапезу проводят без хлеба и без мацы.
Есть такие, которые делают вторую и третию трапезу во время, когда можно есть хамец. Но при этом следует обратить внимание, чтобы был перерыв между трапезами.
С уважением,
Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Хаим Суницкий
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Реувен Куклин
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.