Темы: Цель творения, Награда и наказание, Свобода выбора и предопределенность, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как понять утверждение: «Всё в руках Творца кроме страха перед Самим Творцом»? Могущество Всевышнего необъемлемо, следовательно, оно должно охватывать и богобоязненность человека. Всемогущий Творец может сделать человека богобоязненным или, наоборот, сделать из него безбожника. Но в вышеприведенном утверждении сказано, что всё в руках Творца, кроме страха перед Ним. С уважением! Эмануель
Здравствуйте, Эмануель!
Вы задаёте верный вопрос. Ведь если Всевышний всемогущ, как может быть, чтобы в какой-то области Он не присутствовал? Что означает приведенное Вами изречение из трактата Брахот (33 б; обычно переводится как «Все в руках Небес кроме страха перед Небесами»).
Однако давайте попробуем понять, зачем Всевышний вообще создал мир, в чём суть нашего с Вами пребывания в этом мире, ради чего мы здесь.
Как сказано в священных книгах, Всевышний добр и Его воля — делать добро. Поэтому Он сотворил создания, которым Он может сделать добро. Но настоящее чувство удовлетворения приходит, именно когда мы что-то зарабатываем сами, а не получаем это просто подарком. Для этого Всевышний оставил нам — людям — свободу выбора. Так мы можем, борясь со своим злым началом, честно заработать себе награду, а не получить «хлеб стыда», т.е. незаработанное благо.
И так сказано в Торе (Дварим 30:15-19):
«Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро и смерть и зло, Заповедуя тебе сегодня любить Господа, Б-га твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его и уставы Его, и законы Его, дабы ты жил и размножился; и благословит тебя Господь, Б-г твой, на земле, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое и не будешь слушать, и собьешься с пути, и поклоняться будешь богам иным, и будешь служить им, То я возвещаю вам сегодня, что наверное погибнете и не долго пробудете на земле, ради которой переходишь ты Йардэн, чтобы войти туда владеть ею. В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое».
Мы видим, что за свои поступки мы полностью несём ответственность сами и не можем сказать, что на это была воля Б-га. И это соответствует цели сотворения мира. Ведь Всевышний создал мир, чтобы дать нам благо, но не «бесплатно», а как награду за наши правильные действия. А это возможно, только если решение, как поступить в той или иной ситуации, будет зависеть от нас, от нашего свободного выбора.
Так что мы видим, что Всевышний намеренно оставил богобоязненность, трепет перед Небесами на нашу ответственность — ради нас самих.
С уважением, Моше Аксельрод
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Зеев Гершензон
Зачем думать над тем, что хорошо, что плохо и почему?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.