Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

На входе в Храм стояла охрана?

Темы: Коэн, Храм, Рамбам, Заповеди, Уважение, Молитва, Безопасность, Споры, Левиты, Служба в Храме

Отложить Отложено

В Праздники посетил Стену плача. Пришлось стоять в очереди на проверку службами безопасности при входе. Пока стоял, подумал: а была ли охрана на входе в Храм, когда он существовал? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, существует особая заповедь — охранять Храм, и она упоминается в Торе. Всевышний говорит Моше: «…а ты и сыны твои с тобою будьте пред шатром откровения» (Бемидбар18:2). Сказано также: «Становятся перед скинией к востоку, пред шатром соборным к востоку, Моше и Аарон и сыны его, охраняют службу святилища для предостережения сынов Израиля; посторонний же, который приблизится, предан будет смерти» (там же 3:38). Поэтому своеобразная «охрана» была и в Иерусалимском Храме.

Рамбам[i] (Ильхот Бейт а-Бхира 8:1, Книга заповедей 22) считает, что смысл заповеди охранять Храм не в том, чтобы защищать его от врагов, грабителей и т.п. Храм следовало охранять, чтобы выразить наше уважение к нему и трепет перед ним, что в конечном счете приведет к осознанию величия Храма.

Получается, что охрана в Храме — это своего рода почетный караул. Как пишет Рамбам, все понимают разницу между дворцом, который охраняется, и дворцом, который не охраняется.

Такое восприятие не чуждо нам и сегодня. Почетные караулы используются во многих странах мира как часть охраны значимых объектов, смена караула — зрелище, привлекающее как туристов, так и тех, кто живет рядом. Вспомним хотя бы караул возле Букингемского дворца в Лондоне или Пост № 1 возле Вечного огня. Как мы увидим далее, можно провести определённые параллели между тем, как осуществлялась охрана в Храме, и тем, что мы наблюдаем сегодня в различных почетных караулах.

Другие комментаторы говорят, что цель охраны Храма была — не допускать людей, которые не имеют права туда входить, а также — следить, чтобы ритуально нечистые люди не дотрагивались до храмовой утвари, потому что это сделало бы ее непригодной для службы (Раши[ii], комментарий Виленского Гаона[iii] к Мишне).

Храм охранялся в 24 местах. В трех местах охрана осуществлялась коэнами, а в остальных местах — левитами.

Ответственный за охрану назывался «Иш Бейт а-Микдаш» («человек Храма»). В его обязанности входило, среди прочего, обходить посты (Мишна Мидот 1:2). Если он находил охранника спящим, имел право побить его палкой. А в крайнем случае — и сжечь его одежду. Имеется в виду верхняя одежда — чтобы охранник не чувствовал себя слишком комфортно и не засыпал.

Мишна (там же) рассказывает, что, если жители Иерусалима в неурочный час слышали шум, доносящийся из Храма, они понимали, что, очевидно, охранник заснул на посту и его наказывают.

Около 140 лет назад начался спор между мудрецами того поколения, существует ли заповедь охраны Храма в наше время, когда Храма еще нет. Рав Моше-Гилель Гальбштейн (Гловштейн)[iv] из Иерусалима издал книгу, в которой доказывал, что заповедь актуальна и в наше время.

Однако другие раввины не поддержали его. Среди них были Авней Незер[v], Адерет[vi], Ребе из Мукачева[vii], рав Йехиель Тукачинский[viii] и др. Они приводят несколько причин, по которым эта заповедь не может быть исполнена сегодня. Например, потому, что охрана — это часть храмовой службы, а служить коэны могут только в специальных одеждах, которые сейчас отсутствуют.

Кроме того, заповедь охраны больше относится к самому зданию Храма, согласно Рамбаму (Ильхот Бейт а-Бхира 8:1): все понимают различие между дворцом, который охраняется, и дворцом, который не охраняется. А когда «дворца» нет, то и охранять нечего.

И даже если принять, что существует заповедь охранять место, где был Храм, когда это святое место используется теми, кому запрещено там находиться, то в этом случае охрана всё равно не выражает уважение к этому месту и трепет перед ним.

Тем не менее, даже если принять, что сегодня фактически мы не можем выполнить заповедь охраны Храма, Талмуд (Сукка 41а) говорит, что существует особая заповедь — не забывать Храм и желать его восстановления. Как сказано (Дварим 12:5): «к обиталищу Его обращайтесь»[ix]. Более того Божественное присутствие (Шхина) никогда не покидало место Храма и поэтому заповедь трепета и уважения к этому святому месту существует и в наше время.

Поэтому и в наше время, изучая законы, связанные с Храмом и службой в нем, а также неустанно молясь о его восстановлении, мы выражаем уважение к Храму и трепет перед ним и приближаем это восстановление.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iii] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.

[iv] Раби Гилель-Моше бар-Цви-Гирш Гловштейн (5594-5668 / 1834-1907, Белосток, Иерусалим) — один из духовных лидеров хасидской общины Иерусалима. Потомок (в двенадцатом поколении) прославленного каббалиста раби Йешаи Гурвица (Шла а-Кадош).

[v] Раби Авраам бар-Нахум-Зеев Борнштейн (Сохачевер; Авней Незер; 5599-5670 / 1839-1910, Польша) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник. Прямой потомок знаменитого каббалиста раби Элазара Рокеаха из Брод, родословная которого восходила к Раши и далее — к царю Давиду.

[vi] Раби Элияу-Давид бар-Биньямин Рабинович-Теомим (Адерет, 5603-5665 / 1843-1905, Литва — Мир, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Иерусалима, ее первый официальный раввин. На собственные средства провел вокруг Иерусалима субботнее ограждение — «эрув», охватывающий и районы, построенные вне стен Старого города. Впервые установил централизованный надзор за отделением десятины и др. от урожая.

[vii] Раби Хаим-Элазар бар-Цви-Гирш Шапиро (5632-5697 / 1871-1937, Венгрия) — третий Ребе из Мукачева (Мункача), один из выдающихся раввинов Восточной Европы между двумя мировыми войнами.

[viii] Раби Йехиэль-Михл Тукачинский (Тикучинский; 5632-5715 / 1871-1955, Литва, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся галахический авторитет, глава иерусалимской ешивы «Эц Хаим», автор множества галахических трудов.

[ix] «А только к месту, которое изберет Господь, Б-г ваш, из всех колен ваших, чтобы водворить там имя Свое, к тому обиталищу Его обращайтесь и туда приходите».

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.