Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Гордость, Раскаяние, Грех, Душа, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему даже самые духовно сильные праведники совершают ошибки? К примеру, Моше Рабейну. Как вообще у людей такого духовного уровня могут возникать сомнения? N.
Здравствуйте, N.
Отличный вопрос.
Танах говорит, среди прочего, о грехах самых великих и праведных людей, таких, например, как Моше Рабейну. Сразу возникает вопрос: как такое может быть, разве праведники грешат? Ведь они — венец творения и все их поступки правильны и просчитаны? Такой вопрос возникает иногда сегодня и у нерелигиозных людей в Израиле — в отношении религиозных: как может быть, что этот «датишник» украл или ещё что-то похуже?
Но сначала — о делах таких великих людей, как Моше Рабейну.
Всевышний создал весь этот мир для того, чтобы человек мог служить Ему, борясь со своим злым началом. Этот мир полон испытаний, и человек находится в непрерывной борьбе со злым началом, которое постоянно подстрекает его нарушать волю Всевышнего (как пишет Рамхаль[i]). Только ангелы выполняют волю Творца без каких-либо сомнений и пререканий. Если человек живёт в этом мире, значит, ему ещё есть, что исправить, и он ещё не победил свое дурное начало. Это относится даже к самым большим праведникам.
Рав Деслер[ii] пишет, что основная работа человека в этом мире — «очистить материю», то есть добиться того, чтобы наши действия соответствовали нашему разуму, мировоззрению. Наше тело является как бы «преградой» между светом Всевышнего и душой. Поэтому люди преступают законы Всевышнего. Даже у великих праведников, у которых эта преграда значительно «прозрачнее», всё равно есть какая-то «тень». Пока человек находится в этом мире и у него есть свобода выбора, он ещё в тени.
Сказано в трактате Сукка, что Моше Рабейну никогда не поднимался выше десяти тфахим[iii]. Имеется в виду, что Моше Рабейну не поднимался выше духовных границ этого мира, даже когда говорил с Всевышним. Мы видим, что даже у Моше осталась лёгкая «тень» тела.
Есть и другая причина человеческих грехов: иногда Всевышний устраивает так, чтобы человек согрешил ради собственного блага. Сказано у мудрецов, что евреи не должны были создать золотого тельца, но ради того, чтобы научить их раскаянию, Всевышний «организовал» этот грех.
Рав Деслер объясняет, что иногда и в сердце большого праведника может закрасться доля гордыни. И тогда Всевышний даёт дурному началу возможность спровоцировать праведника на грех ниже его уровня — чтобы избавить его от гордыни или чтобы показать, что такое сила раскаяния. Чтобы все смогли научиться у праведника раскаиваться в грехах.
Всё сказанное относится к великим людям. А почему мы видим сегодня религиозных людей, которые грешат? Нужно понимать, что, если человек надел кипу или отрастил бороду, это его ещё не меняет. Как говорят в шутку, борода растёт сама (человек не прилагает к этому усилий). А без усилий невозможно изменить свои качества. Поэтому известны случаи и с религиозными евреями, проявившими себя не лучшим образом.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.
[ii] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.
[iii]Тэфах – примерно 10 см.
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Берл Набутовский
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Михаэль Солганик
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.