Темы: Исправление, Ханука, Грех, Храм, Чудеса, Искупление, Захария, Смешанный брак
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, рав! Хотел задать следующий вопрос: наши мудрецы часто усматривают связь между событиями разных эпох. Так, например, есть связь между зажиганием Меноры в Храме и ханукальными свечами.
А есть ли что-то, что указывает на связь между светильником из книги пророка Зехарии и праздником Хануки? Заранее благодарен! Алексей
Уважаемый Алексей,
О чем говорит пророчество Зехарии?
Возвращение из Вавилона и праздник Хануки
В четверной главе книги пророка Зехарии находим странное пророчество, об «автоматическом» светильнике:
«И возвратился ангел, говоривший со мной, и пробудил меня, словно человека, пробудившегося ото сна. И сказал он мне: что видишь ты? И сказал я: видел я — вот светильник весь из золота, и головка (чашечка) на верху его, и семь лампад на нем, и по семь трубочек у лампад, что на верху его. И две маслины над ним; одна справа от головки, а другая — слева от нее. И отвечал я и сказал ангелу, говорившему со мной, так: что это, господин мой? И отвечал ангел, говоривший со мной, и сказал мне: разве ты не знаешь, что они, (явления) эти, (означают)? И сказал я: нет, господин мой. И отвечал он и сказал мне так: это слово Господа, сказанное к Зеруббавэлу: не могуществом и не силой — только духом Моим, — сказал Господь Ц-ваот» (4:1-6).
Пророк Зехария видит: весь процесс с маслом — помещение маслин в давильню, выдавливание масла и подача полученного масла в светильник — происходит самостоятельно, без участия человека. И пророк спрашивает ангела о сути происходящего.
Ангел отвечает: видение светильника содержит информацию, предназначенную Зерубавелю и тем, кто вернется вместе с ним из Вавилона и начнет строить Второй Храм.
То, что масло вырабатывается «самостоятельно», без участия человека, показывает, что Храм будет отстроен во что бы то ни стало, хотя представители различных народов, насильно переселенные в Землю Израиля, предпримут всё, чтобы не допустить этого. То есть, Храм «будет отстроен не благодаря вашему мужеству и вашим усилиям, а словно бы сам по себе».
Ведь Всевышний пошлет дух Свой на царя Дарьявеша, который сам прикажет евреям возвратиться в Землю Израиля и построить Второй Храм, он обеспечит их также пшеницей и вином, маслом и дровами, как об этом рассказывается в книге Эзры, и им не придется опираться на помощь извне.
Мальбим и Абарбанель поясняют, что пророчество о первосвященнике Йеошуа бен-Йеоцадаке (Зехария 3) также содержит намек на страшные преследования евреев во времена правления греков и на Хануку, когда были повержены сильные и многочисленные враги, а в Храме произошло чудо с кувшином масла.
Эти различные толкования видения Зехарии никто не рассматривает как мнения, противоречащие друг другу, наоборот, между ними усматривают связь. Какая же связь может быть между возрождением Храма и войнами Хашмонаим (Хасмонеев) — событиями, которые разделяет временной отрезок более чем в двести лет?
Сказано в трактате Брахот (4а), что евреям следовало вернуться из Вавилонского изгнания и начать строительство Храма «властной рукой» (бэ-зроа нэтуя), не спрашивая разрешения поработителей. Это должно было произойти при великих чудесах, таких же, как были во времена Йеошуа бин-Нуна.
Однако в среде евреев был серьезный грех, помешавший событиям развиваться именно по этому пути. Все произошло иначе: сначала было получено разрешение на возвращение и начало строительства от царя Кореша, позже работы были прекращены и возобновились лишь спустя восемнадцать лет. Всё это время различные «факторы» предпринимали попытки прекратить строительство, а евреи зависели от милости персидских царей Кореша, Ахашвероша и Дарьявеша.
Из источников следует: Зерубавелю не давал покоя тот факт, что выход из Вавилона и Персии не сопровождали великие чудеса, подобные тем, что произошли при выходе из Египта и во время завоевания Святой Земли.
В Талмуде не сказано, что за грех стал причиной задержки чуда. Но в Зоаре сообщается, что чудо было «отложено» из-за греха с нееврейскими женами. Пророк Зехария рассказывает (3:3), как он увидел первосвященника Йеошуа бен-Йеоцадака, стоящего пред ангелом Всевышнего, а справа от первосвященника стоял Сатан и обвинял его в том, что сыновья его взяли в жены нееврейских женщин. Об этом упоминается в книге Эзры: «И среди сынов священников, что взяли чужеземных жен, были из сынов Йеошуа бен-Йеоцадака и братьев его: Масея и Элиэзэр, и Яарив, и Гедалья» (Эзра 10:18).
Сам же Йеошуа был одет в испачканные одежды, и это являлось знаком его вины: он не упрекал сыновей и не препятствовал им брать чужеземных жен. Когда же его сыновья расстаются с этими женщинам, ангел приказывает надеть на голову первосвященника белый головной убор. Это означает прощение его грехов и грехов его семьи, и в награду за отказ от греха первосвященство станет наследием его потомков. Так был исправлен грех в семье Йеошуа, сына Йеоцадака. Но был ли он исправлен во всем народе Израиля?
Рав Михл Зильбер в книге «Ба-йам дэрех» пишет, что события, в честь которых установлен праздник Ханука, как раз и стали исправлением грехов евреев, вступавших тогда в смешанные браки.
Именно семейству первосвященника Матитьяу удалось исправить тот грех, который помешал Второму Храму стоять вечно. Одной из основных причин восстания Хашмонаим против греков стали постановления, в которых поработители покусились на чистоту еврейской семьи.
Восстав против осквернения еврейских женщин, осквернения еврейской семьи, защитив чистоту этой семьи, Хасмонеи и их сторонники смогли исправить грех смешанных браков, который тяготел над народом еще со времен Вавилонского изгнания.
В награду за готовность отдать свою жизнь за эти ценности, Всевышний совершил те великие чудеса, которые должны были произойти во время исхода из Вавилона, но задержались более чем на двести лет из-за греха смешанных браков.
С уважением, Нахум Шатхин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Ашер Кушнир
Почему нельзя жениться «по любви, а не по национальности»?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Хава Куперман,
из цикла «12 малых пророков»
Рав Элазар Нездатный
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Сайт evrey.com
Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли прямо у нас на глазах, и причины тому следует искать в невежестве, ассимиляции и смешанных браках…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.