Темы: Суббота, Душа, Заповеди, Наслаждения, Духовность, Работа, Самосовершенствование, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто делать, если в субботу я так хочу работать, что не могу наслаждаться? N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете интересный вопрос.
Прежде всего, общий принцип гласит, что заповеди Торы даны нам не для наслаждения (во всяком случае, в этом мире). Мы исполняем их, поскольку такова Воля Творца, даже если при этом не испытываем удовольствия…
Однако Вы совершенно правы: суббота является исключением, поскольку в этот день наслаждения — неотъемлемая часть соблюдения заповеди.
Чтобы радоваться чему-либо, прежде всего, следует ознакомиться с самим предметом, его сущностью и назначением. Так, например, маслины могут казаться горькими и безвкусными, пока человеку не объяснят, что они предназначены для производства масла, а не для еды. Скрипка — совершенно бесполезная вещь, пока не научишься на ней играть…
Многие люди думают, что суббота — это только день для физического отдыха и удовольствий. Есть в этом доля правды, но такое понимание очень поверхностно.
В Торе в нескольких местах сказано, что суббота — это не бездействие, а как раз наоборот! «И собрал Моше всё общество сынов Исраэля, и сказал им: вот слова, которые велел Господь исполнить: Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Господу» (Шмот 35:1), «И пусть соблюдают сыны Исраэля субботу, чтобы сделать субботу в роды их заветом вечным…» (Шмот 31:(16. Мы видим, что субботу надо «делать», освящать. Если в субботу мы просто отдыхаем, то о каком действии с нашей стороны идет речь?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, сделаем небольшое отступление.
Человек — сложное существо, «составленное» из двух противоположенных субстанций. С одной стороны, он обладает материальным телом, которое перестает существовать со смертью человека, а, с другой — Б-жественной душой, которая всё то время, что мы живы, пребывает в этом мире, а после смерти возвращается к своему Источнику и продолжает жить в другой реальности (то, что мы называем «Будущим миром»).
Именно душа является нашим истинным «я», а материальное тело исполняет вспомогательную роль. Наша задача — не подавить материальность, а подчинить ее духовности!
Тело человека требует поддержания, восстановления, и вкусный обед или крепкий сон доставляют телу приятные ощущения. В той же мере душа жаждет духовности. Материальные удовольствия не утоляют эту жажду. Тора, заповеди, ощущение близости к Творцу — это то, чего так недостает душе.
В будни люди полностью погружены в разного рода заботы и у них совсем не остается времени для пополнения своих духовных резервуаров. Суббота — оптимальное время для того, чтобы эти резервуары наполнить. Но это не происходит автоматически. Нам надо научиться самим «сделать» себе субботу, и это зависит от нашей подготовки.
Представим, что глубоко в лесу мы нашли клад с золотыми монетами. Нам хочется забрать их с собой, но требуется хоть какая-то емкость, чтобы было куда эти монеты положить! Суббота — это своего рода клад, но не каждому удается использовать ее огромный потенциал.
Несомненно, вкусные блюда трех субботних трапез, чистый дом и праздничная одежда составляют неотъемлемую часть нашей подготовки, но это — не всё. В субботу еврей абстрагируется от любых будничных забот и освобождает себя для духовности. Изучение Торы, уроки, укрепление семейных связей, общение с детьми, очарование субботних молитв в особой субботней атмосфере — всё это наполняет наши души особым светом, и этого состояния в будни достичь просто невозможно.
У многих из нас погруженность в работу — вынужденная мера. Человеку может быть очень тяжело оставаться с самим собой, заглянуть в собственную душу, а постоянная занятость просто не оставляет времени для тяжких размышлений. В таком случае суббота может стать тяжелым днем.
Но если мы начинаем не только ощущать, но и осознавать, что есть душа, прислушиваемся к ее интересам и отрываем для себя прекрасный мир духовности, то суббота становится днем, которого с нетерпением ждешь всю неделю.
Эта революция в нашем сознании не происходит за один момент. Важно быть на связи с раввинами и людьми, уже открывшими для себя мир субботы, учиться и работать над собой. О такой работе можно однозначно сказать, что «цель оправдывает средства»!
Желаю Вам всего самого наилучшего!
С уважением, Элияу Левин
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Зелиг Плискин
Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.