Темы: Конец времен, Машиах, История, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин! Сейчас 5780 год от сотворения человека. Если учесть, что миру отведено 6000 лет, до конца осталось совсем немного. Значит ли это, что Машиах должен появиться совсем скоро? Ведь, как я понял, Машиах должен изменить мир, а на это потребуется как минимум несколько десятков лет? Константин
Здравствуйте, Константин!
Вы задаете хороший вопрос.
Прежде всего, как именно придет Машиах и каковы будут все изменения, которые тогда произойдут, мы точно знать не можем. Надеемся, что это случится скоро, но когда именно — не знаем. В Торе и Пророках содержатся лишь отдельные намеки, которые поддаются разным интерпретациям.
Ибо главная наша цель — не вычисление того, что будет, а жизнь в том мире, который есть здесь и сейчас. Стремление к совершенствованию себя и этого мира. После прихода Машиаха такой возможности уже не будет, поэтому надо посвятить свои усилия этой цели сейчас, пока Машиах еще не пришел.
Но, если говорить о скорости предполагаемого изменения мира, то представляется, что оно вовсе не обязательно потребует «как минимум несколько десятков лет».
Достаточно посмотреть на историю хотя бы прошлого века. За это время мир претерпел целый ряд фундаментальных преобразований, и каждое из них заняло не несколько десятков лет, а меньше одного десятка.
Так, в 1914 г. началась Первая мировая война, которая завершилась в 1918 г. В России она вызвала революцию и гражданскую войну, последняя завершилась в 1920-22 гг. Итого — меньше десяти лет. За это время претерпела коренное преобразование вся жизнь Европы. Рухнули Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российская империи. Россия прошла кровавый путь от царизма к Советской власти. Османская империя — к Турецкой Республике Ататюрка. Образовались новые (или восстановились старые) восточноевропейские государства: Польша, Чехословакия, Венгрия, Финляндия, прибалтийские страны. А Земля Израиля перешла из-под власти турок под британский мандат, что на том этапе ускорило ее заселение евреями и создание национального дома.
Потом — 1939-1948 гг. Тоже коренные изменения. Вторая мировая война, завершившаяся крахом и разделом германского Рейха, пиррова победа Британии и потеря ею Индии — основной колонии, начало распада ее империи. В целом перенапряжение и взаимное ослабление европейских держав, конец их гегемонии и переход ее к Америке и СССР, начало холодной войны и раскол мира на два лагеря. Изобретение атомной бомбы, в корне изменившее подход к конфликтам. А у евреев — Холокост и конец европейского еврейства, образование новых еврейских центров и обществ в Америке и в Земле Израиля, основание государства Израиль и начало арабо-израильского противостояния. Идеологически — начало поворота от Западного колониализма к антиколониальному движению, переход «моральной правоты» от Запада к Востоку, от сильных мира сего к «слабым». Опять же, всё это — в течение одного десятилетия.
Потом — 1989-1991 гг. В течение каких-то трех лет — крах советской системы, распад СССР и его восточноевропейского блока, конец холодной войны, идеологически — крах коммунизма. (Хотя, как показало дальнейшее развитие событий, вовсе не «конец истории», привидевшийся тогда многим).
Таким образом, фундаментальные преобразования и изменения мира вовсе не обязательно должны занимать многие десятилетия.
Да, в каждом из упомянутых случаев можно сказать, что перемены уже давно назревали и просто на определенном этапе «прорвало». Но это не меняет того факта, что сами события происходят стремительно. И — неожиданно. Ведь не следует забывать, что во всех этих случаях до того, как произошли фундаментальные преобразования, мало кто мог их предвидеть. Никто не ожидал, что Первая мировая война превратится из очередной разборки между державами в невиданную доселе кровавую бойню и обвал сразу четырех империй. Никто всерьез не предполагал, что СССР рухнет. Задним числом все эти процессы легко проследить и объяснить, но не раньше.
Поэтому и мы до прихода Машиаха можем многого не видеть и не чувствовать его приближения, а потом вдруг станет ясно, что и как к этому вело, ведет, может быть, прямо сейчас.
А пока нам это неясно, сосредоточимся, как упоминалось, на том, что ясно: на совершенствовании себя и окружающего мира. А там, глядишь, и увидим, как, может быть, эти самые усилия будут способствовать тому окончательному совершенству мира, о котором мы мечтаем.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе что-то на эту тему?
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Моше Ойербах
Рав Рафаэль Айзенберг
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи и даже часть неевреев ждёт прихода Машиаха — Еврейского Мессии. Когда он придёт?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.