Темы: Деньги, Тора и бизнес, Конфликты, Община
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ нас в общине уже долгое время работает молочный ресторан, а теперь один из местных предпринимателей захотел открыть еще пиццерию. Понятно, что владелец ресторана против, он считает, что это заберет у него клиентов. Как по еврейскому закону следует поступать в данной ситуации?
Большое спасибо, что обратились к нам.
Чтобы ответить на Ваш вопрос конкретно, необходимо знать ситуацию во всех деталях. Поэтому давайте попробуем, по крайней мере, определить некоторые общие линии, которыми следует руководствоваться при решении проблемы.
Подобного рода вопросы возникают не только в наше время, они были актуальны и во времена Талмуда. Например, в Талмуде (Бава Батра 21а) рассматривается вопрос, разрешено ли открывать лавку по соседству с уже существующей.
Обычно, с точки зрения еврейского Закона, решением является нахождение разумного баланса между желанием конкретного человека обеспечить себе необходимый заработок и нуждами общества, которое может быть заинтересовано в здоровой конкуренции. Ведь она, в конечном счете, приведет к установлению более приемлемых цен, разнообразию товаров и услуг и повышению их качества.
Каждый член общины имеет право открыть магазин рядом с уже существующим (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 156:5). Это разрешено, даже если магазины находятся на совсем небольшом расстоянии друг от друга и некоторая часть клиентов перейдет во второй магазин, что отрицательно скажется на доходах первого. Разрешено также снижать цены и рекламировать свой товар, чтобы привлечь покупателей. Но, если покупатель уже зашел в магазин, запрещено зазывать его оттуда в другой магазин.
Хотя открывать новый магазин рядом с уже существующим разрешено, некоторые галахические авторитеты отмечают: мидат хасидут (поведение благочестивых) — все-таки воздержаться от этого, если это ударит по карману владельца первого магазина (Хатам Софер, Хошен Мишпат 61). Однако если речь идет о растущей и развивающейся общине, когда «хватит места» для обоих и разнообразие магазинов — в интересах общества, разрешено открывать новый магазин даже с точки зрения мидат хасидут (респонс Хелькат Яаков 2:65).
Если же новый магазин хочет открыть человек, проживающий в другой местности, он имеет право это сделать, только если это принесет значительную выгоду членам данной общины. Например, если в результате открытия нового магазина значительно снизятся цены и товары будут более высокого качества или более разнообразными (Рамо, Хошен Мишпат 156:7). Иначе он не имеет права открывать свой магазин «на чужой территории».
Важно также отметить: если открытие нового магазина приведет к тому, что первый магазин вообще закроется, большинство галахических авторитетов считает, что открывать новый магазин запрещено (респонс Рамо 10; Хатам Софер, Хошен Мишпат 61).
Но, если открытие нового магазина принесет значительную выгоду членам общины, многие галахисты полагают, что это будет разрешено, даже если приведет к закрытию первого магазина (респонс Бейт Эфраим 27, Лехем Рав 216). Однако даже они согласны: если основная цель открытия нового магазина — «выбить» с рынка старый магазин, это запрещено. Кроме того, если владелец нового магазина стремится снизить цены, чтобы «вытеснить» старый магазин, а потом, получив монополию, снова поднять цены, это также запрещено.
Получается, что в том случае, который Вы описываете, в принципе, человек имеет право открыть пиццерию, поскольку он местный предприниматель. Однако следует проверить, не приведет ли открытие пиццерии к закрытию существующего молочного ресторана. Кроме того, необходимо проверить, существует ли достаточный спрос, чтобы клиенты были в обоих заведениях, а также — насколько это выгодно для общины в плане цен и разнообразия товаров.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Эстер Оффенгенден
И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.
Рав Ашер Кушнир
Может быть, мой вопрос покажется странным, но всё же спрошу.
Рав Шауль Вагшал
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.