Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Переводы, Иврит, Ришоним, Рав Александр Кац, Франция
Раби Йеуда бар Шауль Ибн Тибон (ок. 4880-4950 /ок.1120-1190/ гг.) — выдающийся переводчик священных книг, прозванный «отцом переводчиков».
Родился на юге Испании, в Гренаде. Преследования и антиеврейские гонения заставили его переселиться в Прованс, на юг Франции, — здесь он в течение ряда лет изучал медицину и стал известным врачом.
Так как большинство книг мудрецов Ирака (мусульманской Вавилонии) и Испании были написаны по-арабски и поэтому недоступны знатокам Торы из христианских стран Европы, мудрецы Прованса неоднократно просили Ибн Тибона перевести эти труды на святой язык, понятный всем евреям диаспоры. Ибн Тибон, осознавая сложность задачи, отказывался до тех пор, пока к нему не обратился с подобной просьбой глава мудрецов Прованса р. Мешулам из Люнеля, который и сам уже перевел на святой язык несколько написанных по-арабски книг.
Ибн Тибон, по его собственным словам, «смирил свою волю перед волею» главы поколения: в 4921 /1161/ году он завершил перевод на святой язык знаменитого этического трактата Ховот алевавот (Обязанности сердец), написанного р. Бахье Ибн Пекудой. Благодаря переводу Ибн Тибона эта книга стала широко известна во Франции и Германии — облаченная в покровы святого языка, она вскоре обрела исключительную популярность во всем еврейском мире.
В предисловии к этому переводу Ибн Тибон рассказывает о высоких требованиях, предъявляемых к труду переводчика — ведь чтобы адекватно передать мысли и намерения автора, переводчик должен не только в совершенстве владеть как языком оригинала, так и языком перевода, — ему необходимо предельно точно и глубоко разобраться во всех аспектах и идеях оригинала.
Ободренный успехом первого опыта, Ибн Тибон перевел также Эмунот ведеот — мировоззренческий трактат р. Сеадьи Гаона, Сефер арикма и Сефер ашорашим — сочинения по грамматике святого языка р. Йоны Ибн Джанаха, Тикун амидот — этический трактат поэта и мыслителя р. Шломо Ибн Габироля, а также Кузари — книгу другого великого поэта и мыслителя р. Йеуда Алеви.
Переводы Ибн Тибона открыли для евреев христианской Европы литературную сокровищницу «золотого века» евреев Испании — благодаря его труду еврейский мир, разделенный границами враждующих государств, обрел еще большее единство и цельность. Вместе с тем, им были существенно раздвинуты лексические и стилистические возможности словесности на иврите.
Его сын, выдающийся переводчик священных книг р. Шмуэль Ибн Тибон, продолжил работу, начатую отцом.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы