Темы: Еврейские знакомства, Ципора Харитан, Женщина, Скромность в поведении
Здравствуйте! Мне очень нравится книга «Река, котел и птица». Хотя она большей частью ориентирована на мужчин, но мне показалось, что там даются очень хорошие объяснения многих ошибок, которые возможны в семейной жизни, и они подходят для девушек в такой же степени. И все-таки мне просто стало интересно, нет ли еще книг, которые Вы бы могли посоветовать прочесть молодой девушке о том, как в будущем вести себя по отношению к мужу? Еще я знаю, что женская мицва — это цниют (скромность), а что конкретно в это входит? Какие темы нельзя затрагивать при людях? Какие нельзя при близких? Как надо строить отношения с окружающими? В вопросах одежды все более или менее ясно! А вот в поведении! Все пишут общими словами... а хотелось бы чего-то конкретного. Большое спасибо! Т.
Уважаемая Т.,
Большое спасибо Вам за Ваши интересные вопросы. Могу порекомендовать несколько книг о семейной жизни, которые переведены на русский язык. Это «Две половины целого» — книга написана мужем и женой, равом и рабанит Абрамов. Это остроумная книжка Эстер Офенгенден, в которой учитывается специфика именно русскоязычного общества, «Жизнь после свадьбы». И, наконец, замечательная книга рабанит Эстер Гринберг «Женщина женщине», которая подходит для девушек и женщин любого возраста. Из неё можно очень многое узнать даже до свадьбы о правильном отношении к самой себе как к женщине. (На сайте есть несколько глав из книги).
Теперь к Вашему второму вопросу. Как прекрасно видеть, что есть молодые женщины, которые понимают: скромность — это не только длина юбки или рукава, но и поведение в целом. Попробуем определить так: скромность — это поведение, при котором женщина не старается привлечь к себе нескромные взгляды, излишнее внимание. Если она чем-то и выделяется, то это благородством и некоторым аристократизмом поведения. Еврейская женщина — это королева, поэтому она не может быть вульгарной, вести себя вызывающе, громко смеяться, разговаривать чересчур громким голосом в присутствии чужих людей. При этом она всегда красива, следит за собой и выглядит аккуратной и нарядной. Короче, её поведение является полной противоположностью тому, что мы видим сегодня на улице и в фильмах.
Очень часто у молодых девушек возникает страх: если я буду такой, кто же обратит на меня внимание? Но с точки зрения иудаизма отношения между мужчиной и женщиной должны вести к браку. Если я принцесса, то, Б-г даст, королевский сын найдёт меня. Я имею в виду не принца на белом Кадиллаке, а человека, внутреннее достоинство которого будет так же неопровержимо бросаться в глаза, как внутреннее достоинство скромной еврейской девушки. И встреча с ним, наверное, действительно произойдёт не на улице, в трамвае или кафе, а по еврейской традиции — через шидух (организованное знакомство), который нам предложат люди, хорошо знающие нас и ценящие наши достоинства. В этом случае не придётся «вымаливать» внимание с помощью развязного поведения.
Что касается тем для разговора: все бесцельные разговоры об отношениях мужчины и женщины, «обсусоливание» этой темы являются, безусловно, нескромными. Но если девушке хочется понять, что об этом говорит иудаизм, или женщине нужно посоветоваться с мужем, ближайшими родственниками или профессионалами (психологом, семейным консультантом и т.д.), то даже самое откровенное обсуждение этого аспекта жизни не будет нескромным, т.к. цель его — улучшить отношения между мужем и женой.
Надеюсь, что мне удалось в общих чертах ответить на Ваши вопросы. Советую Вам найти рабанит, с которой можно было бы посоветоваться в конкретных ситуациях. Ведь самой очень трудно решить, как поступать правильно, когда в окружающем нас мире принято (во многих случаях) поведение, диаметрально противоположное скромности.
Желаю Вам осуществить себя как еврейскую скромную и достойную Девушку и, с Б-жьей помощью, в ближайшем будущем — как Женщину,
Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.