Темы: Ципора Харитан, Развод, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Молитва, Забота о себе, Внутренний мир
Добрый день! Около 10 лет назад я начала соблюдать. Потом вышла замуж за, как казалось, религиозного человека. 5 лет кошмара и развод. Экс-муж все время брака давил на меня, что я недостаточно религиозна, а он все лучше знает. И во мне что-то сломалось. После развода я постепенно стала отходить от соблюдения. Сейчас фактически не соблюдаю. Недавно поняла, что злюсь. Дико злюсь. На экс-мужа и на (это кошмарно, но факт) весь соблюдающий мир. Мне же постоянно твердили, что первый муж под Хупой — это Рука Всевышнего. А тут такой кошмар. Да еще и долги все остались на мне. Потому что муж не соблюдал заповедь заботы о жене. Я уже 2 года в разводе и все это время выплачиваю долги и кредиты. Короче говоря, я просто не знаю, что делать с этой злостью? Как с этим справиться, тем более что никто, кроме меня, не виноват в том, что я не развелась сразу, в первый год брака, когда поняла натуру мужа. Не знаю, что делать дальше. Оборвала все связи с еврейским миром. Запуталась. Что делать с гневом? N.
Уважаемая N.,
Во-первых, примите мое сочувствие. Болезненное разочарование в браке — это всегда очень тяжелый и неприятный период. Во-вторых, человек, который находится в такой ситуации, как Вы, — безусловно, в какой-то степени в трауре, по крайней мере, по утраченным надеждам и Ваше состояние гнева — вполне естественно и любыми психологами считается одним из этапов траура.
А теперь извините меня, но считаю, что, наверное, все еще страшнее, чем написано в Вашем письме. Т.е. гнев проявляется на все соблюдающее общество, а на самом деле это почти наверняка — на Всевышнего (в чем ужасно страшно себе признаться, но внутри обычно есть ощущение: как Он мог меня так подставить?!) Мы очень часто забываем, что религия и соблюдение мицвот совершенно не гарантируют, что у нас будет замечательная жизнь в Райском саду и нам не придется потраченным на этот брак силами и времени. Если Вы сможете себе сказать, что Вы в трауре, тогда и перенести никаких потрясений и испытаний. А испытания — это всегда штука очень неприятная и болезненная. И естественно, что у нас накапливается гнев. В Вашем случае, кроме Всевышнего, Вы еще сердиты и сами на себя. Это видно из письма, там, где Вы пишете, что надо было понимать по-другому, действовать по-другому и т.д. Должна Вам сказать, что многие из нас «задним умом крепки» и всегда хочется надеяться, что можно наладить отношения. Самой из них выйти очень непросто. Есть женщины, которые остаются в такой системе отношений не пять, а пятьдесят лет. И Вы можете высоко оценить себя за то, что сумели выйти из разрушительной системы отношений.
Несмотря на то, что весь Ваш гнев естествен, он, безусловно, разрушителен. Так как, пока человек пребывает в гневе, он весь в прошлом и даже не видит будущего, а тем более — не может сделать никаких шагов ему навстречу. Поэтому, хотя, как понимаю, Вы в нелегкой денежной ситуации, думаю, что Вам совершенно необходимо поработать с психологом или семейным консультантом над выходом из этого состояния. Попробуйте поискать кого-нибудь подходящего в Вашем близком окружении. А если такого нет, то попробуйте обратиться к кому-нибудь по скайпу. Специалист поможет Вам переработать гнев в «горючее» для продолжения жизни и строительства будущего. И, конечно же, несмотря на то, что Всевышний Вас «подвел», Он остается любящим Отцом, который заинтересован, чтобы это испытание пошло Вам на пользу в духовном, а там, Б-г даст, и материальном плане. А поэтому пробуйте обращаться к Нему с молитвой. Я уверена, что, как только у Вас начнет получаться молиться, Вам станет легче справляться со своим гневом. Молиться — это не обязательно произносить установленные тексты. Вместо этого попробуйте разговаривать с Всевышним, как говорили бы с человеком, о котором Вы знаете, что он Вас очень любит и о Вас заботится, но не понимаете, почему он повел себя таким образом. Выскажите Ему свою обиду и горечь и попросите Его помочь Вам так, чтобы Вы увидели Его руку. Когда Вы сможете всё это проговаривать, уверена, что Вам станет намного легче.
С пожеланием найти подходящую психологическую помощь, воспользоваться ею и начать новый лист в жизни и с уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.