Темы: Женщина, Беременность, Роды, Хана Лернер, Положение женщины в обществе, Материнство
Добрый день! Большое спасибо за труд! Хочу задать вопрос, который давно меня беспокоит. Известно, что в иудаизме очень серьёзное отношение к обязанности «плодиться и размножаться». И что с точки зрения закона эту обязанность должны выполнять только мужчины, хотя роль матери — одна из важнейших женских ролей. Я хотела бы узнать о ситуации женщин, которые либо абсолютно бесплодны (то есть абсолютно понятно, что с медицинской точки зрения беременность невозможна), либо имеют серьезные физические/психические проблемы, которые опять же не позволяют женщине иметь детей. Вопросы: 1. Имеет ли она право выйти замуж? За кого? Мужчины обязаны иметь детей, значит, она не может выйти замуж за среднестатистического мужчину. С другой стороны, бесплодным мужчинам запрещено жениться. Она должна разводиться каждые десять лет? Но это абсурдно, так как все было известно заранее. Ситуация кажется безвыходной. 2. В чём социальная роль такой женщины? Верно ли, что она как бы не реализует себя до конца (как следует из объяснения к левиратным бракам)? Или это касается только мужчин? Большое спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.!
Вы правы, с точки зрения Торы на женщине не лежит обязанность «пру у-рву» («плодитесь и размножайтесь»). Есть несколько причин для этого. Во-первых, в Торе (Берешит 1, 28) сказано: «…и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею (буквально: “завоевывайте ее”), и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле». Мудрецы делают вывод: женщины не завоевывают землю, значит, и все остальные повеления в этом стихе относятся к мужчинам. Во-вторых, Тора не приказывает человеку делать то, что приносит ему страдания — вынашивать, рожать. В-третьих, желание иметь детей заложено в самой природе женщины, ей не нужны для этого повеления.
Женщина, которая по разным причинам не может иметь детей, может выйти замуж за человека, у которого уже есть дети, т.е. за такого, который уже выполнил свою мицву (обязанность) «пру у-рву». Это может быть вдовец, разведенный.
Бесплодному мужчине разрешено жениться, если он способен вступать в интимные отношения. Если он женится на бесплодной женщине, у них есть возможность усыновить ребенка.
Способность или неспособность иметь детей не зависит от человека, это то, что дает или не дает Всевышний. У некоторых больших праведников и праведниц не было детей, и они реализовали себя через помощь другим людям, через учеников, через множество других заповедей. Женщина, которая хочет реализовать свое материнство, может растить детей своего мужа, приемных детей, быть воспитательницей в детском саду, учительницей в школе, наставницей для молодежи, просто хорошим человеком, помогающим другим.
Желаю Вам успеха в личной жизни и самореализации.
С уважением, Хана Лернер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.