Темы: Беременность, Роды, Мирьям Климовская, Забота о себе, Материнство
Здравствуйте! Я знаю, что предохранение — это грех, но разве не равносильный грех — плодить нищету? Только не надо говорить, что Бог дал ребенка, даст и на ребенка. Это первое. А второе: если не предохраняться, то когда женщине жить, работать, посвящать время себе и мужу, заниматься спортом, выглядеть хорошо, пытаться добиться чего-то в карьере, путешествовать, встречаться с друзьями, если только и делаешь, что рожаешь, как кошка? Спасибо заранее! Н.
Уважаемая Н.!
Ваш вопрос отражает позицию многих современных женщин, которых приучили считать, что дети — это обуза и они только мешают жить по-настоящему. На самом деле женщина прекрасно может заниматься всем, что Вы перечислили, даже имея много детей. Но при одном условии: она должна правильно определить свои приоритеты. Если для женщины главное — карьера или развлечения, то она не сможет быть хорошей матерью даже одному ребенку. Но если она понимает, что материнство, способность давать и взращивать новую жизнь — это высшая ступень раскрытия женской сущности, основное предназначение женщины и высочайшая честь, она сможет найти разумный баланс между своими основными обязанностями и всем, чем ей еще хотелось бы заниматься в жизни. Ведь для того, чтобы быть хорошей матерью, женщина должна заботиться о себе, иметь хорошее здоровье и настроение. На то, что для нас действительно важно, время всегда находится.
Позволю себе также не согласиться с утверждением «предохранение — это грех». Разумеется, поскольку человеку дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», искусственно препятствовать наступлению беременности без уважительной причины — значит не выполнять предписывающую заповедь. Если же есть причины воздержаться от деторождения — например, если беременность грозит разрушить здоровье женщины, то предохранение не только не является грехом, но и позволяет выполнить другую, не менее важную заповедь — «очень берегите ваши души». Все эти вопросы в еврейской семье решаются вместе с компетентным раввином.
И с тем, что «плодить нищету» — это грех, я не могу согласиться. Встречался ли Вам когда-нибудь человек, который считал бы себя «расплодившейся нищетой» и по этой причине сожалел о своем рождении? Наоборот, разочаровавшиеся в жизни самоубийцы как раз чаще бывают единственными детьми богатых родителей, обеспеченными сверх всякой меры и ни в чем не знающими отказа. Как учит опыт поколений, помехой счастью для человека является не бедность, а неправильный взгляд на мир, неспособность радоваться всему, что он имеет в жизни. И хотя Вы не хотите, чтобы Вам говорили, что Всевышний — и только Он — дает жизнь и пропитание всем сотворенным, попробуйте задать себе один вопрос. Знаете ли Вы точно, откуда Вы получаете жизнь, здоровье, пищу и способность ее усваивать, воздух для дыхания, и т.п.? И можете ли сказать, что там, откуда все это дается Вам, не хватит запасов еще на кого-нибудь? Если человек считает, что он вправе распоряжаться судьбами других людей, рано или поздно ему придется столкнуться с реальностью, которая покажет, что даже его собственная судьба от него не зависит.
Сравнение многодетной матери с кошкой тоже не кажется мне корректным. Все живое выполняет повеление «плодитесь и размножайтесь» бессознательно, и никому, кроме человека, обладающего свободой выбора, не полагается за это награды. Однако если женщина понимает, что, добровольно давая жизнь, она принимает участие в осуществлении грандиозного замысла Творения, и ради этого готова идти на некоторые жертвы (то есть чуть меньше внимания уделять тому, чтобы «заниматься спортом, выглядеть хорошо, пытаться добиться чего-то в карьере, путешествовать, встречаться с друзьями»), — она может удостоиться бесконечной награды, с которой нельзя сравнить никакие удовольствия этого мира. Но на самом деле именно материнство может быть источником наибольшего наслаждения, которое только доступно на земле. Желаю Вам и всем женщинам испытать это счастье!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.