Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Помощь родителям, Взрослые дети, Воспитание самостоятельности
Шалом! У меня такой вопрос. Мне 51 год, я овдовела 10 лет назад. Теперь у меня есть жених в другой стране, очень хороший человек, который хочет, чтобы я переехала жить к нему. В то же время у меня есть мать и 27-летний сын. С тех пор, как умер мой отец, а через два года муж, мы живем вместе. Сын еще не зарабатывает (учится в аспирантуре), мать болеет. Два года назад я не была дома несколько месяцев (была учеба в другом городе), мама за это время сильно заболела, да и сын нуждался в моей помощи. Я осознаю, что это моя обязанность — заботиться о них, другие родственники живут далеко. В то же время мне не хочется лишать себя права на личную жизнь, может быть, потом будет уже поздно. При этом я чувствую вину за такое желание перед родными, проявляя свой «эгоизм». Что Вы посоветуете? Р.
Уважаемая Р.,
С большим вниманием прочла Ваше письмо. Позвольте мне «поделить» Ваши проблемы на две части. Что касается двадцатисемилетнего сына-аспиранта, мне это напомнило старый советский анекдот, когда супруги говорят друг другу: «Вот доведём детей до пенсии, тогда и отдохнуть можно». Мужчина двадцати семи лет давным-давно должен быть самостоятельным, а не рассчитывать на мамину помощь. Учёба в аспирантуре не занимает круглые сутки, и, я думаю, он сможет устроиться даже без Вашей помощи. Что касается мамы, то вопрос здесь, безусловно, сложнее. Но так как Вы обратились на религиозный сайт, позвольте привести взгляд Традиции на Вашу ситуацию. Заповедь почитания родителей в иудаизме — одна из самых строгих и трудных для исполнения. Но она не предписывает отказ от собственной семейной жизни во имя блага родителей. Поэтому нужно искать все пути, как организовать маме помощь — финансовую, медицинскую, бытовую, — но не надо ради этого отказываться от возможности вновь построить собственную жизнь. Это не эгоистическое, а очень естественное, нормальное и здоровое желание. И думаю, если Ваш жених такой хороший человек, как Вы пишете, он постарается Вам помочь найти варианты облегчения маминой жизни. Но разрушить свою жизнь во имя мамы — это неверно. И Вашей маме от этого тоже хорошо не будет, т.к. Вы будете ощущать, что из-за неё обделили себя.
Желаю Вам устроить свое семейное счастье, помочь сыну перейти к взрослой самостоятельной жизни и найти самые лучшие варианты для удобства Вашей мамы.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.