Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Братья и сестры
Шалом, уважаемые Раввины! Скажите, пожалуйста, как принято в еврейских семьях выстраивать отношения младшим братьям со старшими? Сыновей с отцами?
Например, младший брат чувствует обиду и злость на старшего. Не сказать об этом — лицемерие, сказать — можно и обидеть. То же и к отцу — бывает, обижаешься, злишься. А сказать не знаешь, что и как. Что делать? Спасибо! N.
Уважаемый N.,
Вы совершенно правы: нельзя оскорблять ни старшего брата, ни, тем более, отца. Но это не значит, что мы не имеем права высказать обиду. Только нужно стараться высказать так, чтобы это не прозвучало оскорблением.
Для этого есть несколько условий.
1. Нельзя НИЧЕГО говорить, когда чувствуешь сильный гнев и боишься наговорить неприятных вещей, от которых потом будет еще хуже. То есть, необходимо отказаться от спонтанного выражения чувств.
2. Не нужно, чтобы слова о нашей обиде звучали как обвинение. Наоборот, можно сказать: «Я уверен, что ты меня не хотел обидеть, но тема Х, поведение Х, слова Х и т. д. вызывают у меня тяжелое ощущение».
Можно даже добавить: «Возможно, я чрезмерно чувствительный, но для меня лично это тяжело и неприятно». Когда мы говорим о себе, а не обвиняем другого, у нас гораздо больше шансов быть услышанными.
3. Рекомендую в конце такого разговора добавить: «Если то, что я сказал, было неприятно, я вполне готов попросить прощения. Но у меня нет цели обидеть, наоборот, хочется улучшить наши отношения. А с моей точки зрения, то, о чем я говорил, этому мешает».
4.И, конечно, не говорить об этом при третьих людях, а только с глазу на глаз, так как всех обижает, когда им что то говорят при других.
Надеюсь, что, если говорить о своих чувствах так, они будут приняты без особых обид.
С пожеланием найти общий язык с родными и с уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.