Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Авторитарные родители, Критика
Вопрос о практическом почтении к маме мужа. Свекровь критична, любит доминировать. Часто своего сына как бы принижает, сравнивает с другими, более успешными по ее мнению, указывает ему на его недостатки.
(Причем порой это «недостатки» лишь с ее точки зрения, а я ценю это в муже. Как пример — муж является творческой личностью и видит свои пути, как с помощью своих задатков подработать для пополнения семейного бюджета. А свекровь считает это чуть ли не ребячеством, не поддерживает и не ценит это в нем, а постоянно указывает, как он должен поступать, что покупать, где работать и т.д.)
В последнее время муж все реже посещает свою мать, говорит, что не хочет выслушивать потоки «обличений/осуждений» в свой адрес. Муж мой — единственный сын, родители живут одни.
Как мы с мужем можем проявлять почтение к его маме, когда она раз за разом причиняет ему боль? Не является ли нежелание мужа посещать свою маму его защитной реакцией, которая не должна иметь место? N.
Уважаемая N.,
Любой человек, которого критикуют и унижают, выработает защитную реакцию — отдаления от этой критики и от того, кто критикует.
Почитание родителей не подразумевает обязанность им подчиняться в вопросах, которые к родителям отношения не имеют. Например, в вопросах работы, учебы, ваших взаимоотношений и т.д.
Если муж может открыто и спокойно сказать родителям, что ему не хочется приходить к ним из-за критики и он просит не вмешиваться в его жизнь, а разговаривать на общие темы, и это будет принято, — тогда можно стараться навещать родителей почаще. Но я почти убеждена, что такая просьба будет абсолютно бесполезной, поэтому думаю, что визиты надо свести к тому минимуму, когда нельзя сказать «ты нас совершенно забросил».
И, если родителям понадобится какая-то практическая помощь, то ее обязательно надо оказывать. (Если это действительно нужда в помощи, а не манипуляции, но об этом Вы в письме не упоминали). Когда же вы приходите к ним, если критика продолжается, лучше всего не спорить, а ответить: «ОК, я/мы выслушал/-и, и я/мы это обдумаю/-ем».
Предлагаю эту стратегию, так как споры и попытки доказать, что всё не так, как родители говорят, обычно ведут только к ссорам, усилению критики и взаимным обидам. А вот тогда уже наверняка происходит нарушение заповеди почитания родителей.
Что касается Вас, то очень рекомендую вообще никак не вмешиваться в отношения между мужем и его мамой, так как он все-таки сын, а Вы — невестка, и даже если Вы «защищаете» мужа, это все равно может быть истолковано так, как будто Вы не даете ему прислушаться к голосу мамы. А поэтому лучше вести себя в таких случаях «как глухонемая».
С уважением и пожеланием мира в семье, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.