«Не уклонись от слова, что скажут тебе, ни вправо, ни влево»
Яков ходил по комнате взад и вперед, не находя себе места. Землевладелец, на территории которого находился его постоялый двор, разорвал с ним договор. Нашел какой-то предлог, и вот — теперь у Якова нет заработка. Что делает еврей в таком случае? Идет к раву, конечно, советоваться.
Праведник и мудрец, Цемах Цедек, выслушал горькую историю, утешил Якова теплыми словами, поддержал его звенящими псуким из Святой Торы и написал несколько слов на листке бумаги.
— Обратись к р. Мойше из твоей деревни, он поможет.
Яков обрадовался. Р. Мойше — самый большой богач в их местечке, наверняка даст ему пожертвование. Вышел от праведника и, прежде чем пуститься в путь, посмотрел на листок, где Цемах Цедек написал несколько слов. Каково же было удивление Якова, когда он понял, что речь шла вовсе не о богаче, а о совсем другом Мойше — нищем бедняке, который жил на окраине деревни!
— Может, рав ошибся? Ведь он тоже человек… Может, он имел в виду другого Мойше? Но, с другой стороны, как сказать великому человеку, что он ошибся? Пока Яков топтался возле входа и размышлял, не вернуться ли назад и не указать раву на ошибку, из-за поворота вышел сын рава. Яков обратился к нему (это было менее боязно) и рассказал о своем визите к Цемах Цедеку и его «рецепте».
— Отец не ошибается, — был ответ, — делайте точно, как он сказал.
Яков вернулся в свое местечко и направился прямиком к покосившейся избушке бедняка Мойше. С большим сомнением посматривая на его залатанную одежду, рассказал, что велел ему сделать рав.
— Что ж, если так сказал праведник, значит так и сделаем. Оставайся в моем доме. Будем читать Теилим и надеяться на избавление. — ответил Мойше.
Якову ничего не оставалось, как сесть в углу и со слезами читать Псалмы царя Давида. Так прошло три дня и две ночи.
На третью ночь случилось следующее: роскошная карета землевладельца завязла в болоте на окраине деревни. Ось треснула, карета завалилась на бок. Богач вместе с дочкой, одетой в шелка, сидели в ней, боясь шевельнуться, потому что страшились потонуть в трясине. Было очень холодно и жутко. Ночь тянулась бесконечно, вокруг была сплошная тьма…С первым проблеском зари бедолаги увидели, что совсем рядом стоит дом, вернее жалкая избушка какого-то нищего.
— Нищий или нет, а все же живой человек, поможет нам, — сказал землевладелец, который сейчас был сам на себя не похож. Вытащив совершенно закоченевшую дочку из кареты, он направился к избушке.
Горячее чтение Теилим прервал стук в дверь. Яков поднялся из своего угла и отправился открывать. На пороге стоял тот самый землевладелец, который лишил его заработка!!! От изумления Яков не смог вымолвить ни слова. Тот его, конечно, не узнал: мало ли таких, которые у него снимают доходные места? Без слов, но зато быстро Яков подал замерзшим людям горячий чай, а Мойше приготовил нехитрую трапезу. А потом, оставив дочку богача греться у печки, все вместе отправились чинить карету.
А когда она была починена, и богач с дочерью готовы были отправиться в путь, спросили бедных евреев:
— Что вы хотите получить за вашу помощь? Назовите сумму!
— Мы не делаем хесед за деньги, — ответил Мойше, — но если Вы действительно хотите воздать добром за добро, то помогите моему другу вернуть право на съем постоялого двора, которое у него недавно отняли.
Богач поторопился согласиться, и даже отдал Якову его постоялый двор в подарок… Тогда понял Яков, почему Цемах Цедек велел ему отправиться именно в эту жалкую избушку на краю деревни.
«Не сверни ни вправо, ни влево» — даже если тебе не все понятно. Вера в слова мудрецов — важная заповедь. И если вынес мудрец свое решение, поступай по его слову, не уклоняйся….
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.