«И произноси их сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая»
В приемной рава Яакова Каневского, как всегда, толпился народ. Был среди них реб Мойше, еврей из Лондона, который проводил свой отпуск на Святой Земле. В ожидании очереди к раву, Мойше написал на листочке имена своих родственников, чтобы попросить у великого «Стайплера» благословения для них.
Когда пришла его очередь, вошел реб Мойше в комнату мудреца и протянул ему листочек. Рав Каневский внимательно прочел написанные имена и вдруг спросил:
— А нет ли у Вас брата по имени Аарон, проживающего в Бней Браке?
Удивленный Мойше ответил утвердительно, он и не предполагал, что Стайплеру что-либо известно о его родственнике. Но он удивился еще больше, когда рав попросил передать Аарону, чтобы тот зашел к нему прямо сегодня.
Не задавая вопросов (хотя и очень хотелось), Мойше немедленно отправился к брату. Тот был удивлен не меньше — ведь, действительно, Стайплер не был с ним знаком! Но, тем не менее, поспешил явиться к раву.
— Я тот самый Аарон, которому Вы велели явиться, — сказал он.
— Когда ты был еще молод и учился в ешиве, то имел привычку учиться в пятницу после полудня, верно? — спросил рав Каневский.
— Да, — изумленно ответил Аарон. — Но откуда рав знает?..
— А помнишь ли ты старого служку, который подметал полы перед шабатом? — продолжил рав, игнорируя растущее изумление гостя.
— Припоминаю, — снова ответил тот.
— И ты помнишь, что он мешал тебе учиться, когда просил подвинуться или перейти в другое место?
Аарон припомнил и это.
— Сегодня ночью этот служка пришел ко мне во сне, — сказал Стайплер. — И рассказал, что уже несколько лет как умер, но нет ему покоя и в Лучшем мире, потому что он был причиной битуль Тора. Он просил, чтобы ты простил его.
Потрясенный Аарон тут же объявил, что, конечно же, он прощает. Тогда добавил рав:
— Как велика ценность Торы! Несмотря на то, что служка просто выполнял свою работу верой и правдой, он мешал тебе учить Тору, и из-за этого был лишен заслуженного покоя…
Битуль Тора («отмена Торы») — действие, означающее, что еврей не учит Тору, когда имеет такую возможность. Битуль Тора — нешуточный проступок, поэтому стоит очень постараться не «отменять Тору» и не мешать тем, кто учит ее, без особой причины. Каждая минута и секунда учения — бесценна…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.