«И дам тебе милосердие и помилую тебя…»
Молодой человек нерешительно переступил порог комнаты раби из Садигур. Автор «Абир Яаков» внимательно взглянул посетителю в лицо: оно выражало горечь и беспокойство. Юноша открыл было рот, чтобы поздороваться с великим мудрецом, но приступ кашля не позволил ему это сделать.
— Вам плохо? — спросил раби. В ответ юноша разрыдался.
— У меня туберкулёз. Врачи ничего утешительного не говорят. Пожалуйста, раби, дайте мне своё благословение! Я еще так молод, я хочу жить!
Раби успокоил юношу и дал ему браху. Постарался поддержать и укрепить его дух — и простился с ним. Но заниматься «делом» своего молодого посетителя не закончил. Вызвал своего служку и велел найти и пригласить брата этого юноши — уже женатого авреха. Спустя некоторое время тот явился.
— Мне больно видеть горе твоего брата, — начал раби.
— Мы сделали все, что могли, — вздохнул аврех, — были у лучших врачей, но они ничем не могут помочь…
— Готов ли ты сделать еще что-то для своего брата? — спросил «Абир Яаков».
— Конечно, — кивнул тот.
— Тогда поезжай к «Имрей Хаим» и попроси его молиться за больного.
Аврех отправился в Бней Брак, где проживал тогда раби Хаим Меир, Вижницкий ребе. Дождался своей очереди и протянул ребе записку с именем и краткой историей болезни своего брата. Ребе прочел записку и заплакал. Он плакал так, как будто случилось горе с его сыном.
— Что же делать, Рибоно Шель Олам, — сквозь слезы просил он, — пожалуйста, пошли полное выздоровление Ицхаку, сыну Ханы…
Аврех вернулся к ребе из Садигур, совершенно растерянный.
— Имрей Хаим ничего не сказал мне и ничего не обещал, — сообщил он раву.
— А что он сделал? — спросил ребе. — Расскажи мне.
Аврех рассказал — нечего было особо и рассказывать. Когда ребе услышал, как Имрей Хаим плакал, то вдруг заплакал тоже. Тут аврех начал понимать, что, видимо, ничего поделать нельзя и его брат скоро умрет…и тоже заплакал.
Через некоторое время раби сказал:
— Если ты плачешь из-за брата, то можешь успокоиться, с ним все будет хорошо, он в руках у надежного адвоката. Я же плакал потому, что услышал, как болит душа у настоящего еврея, когда случилось горе у кого-то, кого он даже не знает… и еще потому, что не осталось много таких, как он!
А юноша выздоровел, к изумлению врачей и радости семьи. И когда брат рассказал ему о том, как ходил к Вижницкому ребе, сказал: когда я понял, что кто-то действительно понимает мою боль, что он готов нести со мной мою ношу, то почувствовал, что выздоравливаю…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.