Темы: Недельная глава, Ваэтханан
«Храните и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов… и скажут: как мудр и разумен этот великий народ!» (4, 6)
Князь Шкасинский был очень зол. Происходило нечто, недоступное его пониманию. Но ладно бы только ему было бы непонятно, что происходит — а ведь даже именитые профессоры не смогли разгадать, в чем дело… А дело было в том, что солнечные часы князя — испортились! С двух до пяти часов они не показывают время! И так происходит уже несколько дней. Как это может быть?!
Князь вышагивал взад и вперед по мраморным плитам террасы и ждал. Быть может, все-таки ОН согласится прийти и объяснит, что случилось с часами?.. Об этом еврее говорят, что он гений, и хоть он еще молод, имя его известно гораздо шире, чем имя князя Шкасинского…
Ребе Шнеур Залман из Ляд получил уже несколько приглашений в замок князя, но идти туда не спешил. Жаль было отрывать время от изучения Торы. Но «повестки» продолжали приходить и мешали ему, поэтому раби все-таки решил пойти и устранить помехи. Княжеская карета, запряженная шестеркой рысаков, домчала его до места за несколько минут.
Еврейский мудрец внимательно рассмотрел часы, задал несколько простых вопросов и сказал:
— В Талмуде сказано, что, когда солнце находится в зените, его могут закрыть только облака. Однако в иное время другие вещи могут заслонить его свет. По моему мнению, в пятнадцати километрах к югу отсюда есть высокая гора, и на ее вершине выросли деревья, которые застят свет. В пять часов солнце сдвигается оттуда и снова попадает на ваши часы.
Тут же князь (с ярко выраженным недоверием на лице) велел отправить гонца в указанном направлении. К вечеру тот вернулся и сообщил, что еврей был абсолютно прав! Тут же князь велел срубить деревья на вершине горы, и после того, как это было сделано, солнечные часы снова заработали…
После этого случая имя рава Шнеура Залмана из Ляд стало очень известным в научных кругах. Один из пожилых профессоров княжеской академии решил обратиться к Раву со сложнейшей инженерной задачей, с которой его познакомил декан Сорбонны, когда нынешний ученый еще был студентом этого университета. Над этой задачей бились лучшие научные умы, но она оставалась неразрешенной.
Престарелый профессор прибыл в Витебск и попросил раби Шнеура Залмана разобраться в ней. Мудрец углубился в запутанную проблему. Через несколько минут он предоставил профессору решение загадки…
Нет такой мудрости, что не спрятана в нашей Торе. Сложный процесс движения небесных тел зашифрован в стихе «этот месяц для вас», по традиции из него выводятся правила расчета нового месяца. Когда видят народы мира, что евреи не занимаются наукой, естествознанием и т.п., но все тайны мира известны им из одной лишь Торы — говорят: как мудр и разумен этот великий народ!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.