…Один будет сидеть вне стана…
Эту историю рассказывал раби Шнеур Залман из Ляд (Бааль Тания).
…Раби Элиэзер Липман был большим праведником, и не меньшей праведницей была его жена. О ее добрых делах и милосердии ходили легенды. Особенно она заботилась о бедняках — пеклась об их нуждах и давала много денежных пожертвований.
Однажды в дом раби Липмана прибыла группа кабцаним — бедняков, сборщиков цдаки. Много месяцев они были в дороге. Одежда их была изорвана и испачкана, а сами они выглядели совершенно измученными, голодными и грязными.
Рабанит была рада выполнить заповедь гостеприимства и приняла путников с уважением и доброжелательностью. Она накрыла обильный стол и накормила гостей вкусной едой. Потом нагрела воды, чтобы те могли вымыться и постирать свою одежду, а затем препроводила их в комнаты, где уже ждали кровати, застеленные чистым бельём.
Осчастливленные гости помылись, выстирали одежду и отправились спать — все, кроме одного. Один из кабцаним так и сидел у входа, тяжко вздыхая, и не пошел ни есть, ни мыться, ни стирать, ни спать.
«Почему вы не едите и не идете отдыхать?» — спросила его рабанит.
«Я болен проказой, — ответил гость. — У меня болит все тело, я не могу позаботиться о себе. Мои товарищи не хотят стирать мою одежду, потому что боятся заразиться».
Праведная женщина не испугалась. Она уговорила бедняка сесть за стол, а сама взяла его одежду и выстирала — собственными руками. И позаботилась о больном как могла, не страшась заразной болезни.
Назавтра, собираясь в дорогу, гости благодарили рабанит за небывалое гостеприимство. А прокаженный благословил ее, сказав: «В заслугу твоей самоотверженности будь благословенна сыновьями, подобными мне…»
Огорчилась женщина: неужели он желает, чтобы ее сыновья были прокаженными, упаси Б-г? Но не успела она ответить, как вдруг кабцаним исчезли, как будто их и не было! Тогда праведница поняла, что это были не просто бедняки…
Прошло время, и у рабанит родились сыновья, выросли и стали великими мудрецами и праведниками: один из них — раби Элимелех из Лиженска, второй — раби Зуша из Аниполи, третий — гаон раби Натан, глава раввинского суда из Стуцина, и четвертый — праведник раби Авраам. Дочь рабанит тоже вышла замуж за праведного и мудрого человека.
Когда слушатели спрашивали у Бааль Тания, кто же был тот прокаженный — то раби Шнеур Залман молчал и не давал ответа. Но всем становилось почему-то понятно, что это был малах — ангел, посланный Ашемом испытать и благословить праведницу…
Нам, к счастью, не нужно заботиться о прокаженных. Но бывает, что рядом с нами живут люди, не такие чистые, как бы нам хотелось, или не особенно ухоженные. Иногда они не вполне здоровы или просто странные. Часто в классе есть ученики, рядом с которыми неприятно сидеть или общаться с ними. И мы отталкиваем и обижаем их, не подозревая, насколько это им больно.
Каждый человек — бессмертная душа, создан по подобию Вс-вышнего. Творец ждет, чтобы мы уважали других людей, ведь Он любит их, как и нас. Иногда это очень непросто, и это испытание послано нам свыше. Давайте выдержим его с честью!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.