Темы: Глава Берешит, Шаббат, Оцарот, Рассказы
«И благословил Б-г день седьмой, и освятил его…» (Берешит 2:3). В этом стихе сказано о двух великих достоинствах, которые Б-г дал субботнему дню: Он «благословил» его и «освятил».
«Благословил» и «освятил» — это как? Это практически одно и то же?
Чтобы лучше понять, о чем речь, расскажем историю, которая произошла в Земле Израиля во времена британского мандата.
Йехиэль Вакс был строительным подрядчиком и конкурентом известной фирмы «Солель Бонэ». Он строил дома в Рамат-Гане, в те времена его только начинали застраивать. И хотя он был единственным руководителем, на него работали десятки рабочих-евреев и он отлично справлялся.
В те дни строительный цемент стоил дорого, его доставляли из Англии. Везли на кораблях, в открытых бочках. Доставляли в порт Яффо, а оттуда — на лошадях — к месту строительства.
В те дни Йехиэль ждал партию цемента из-за моря. Материал был необходим, причем срочно, для завершения нескольких проектов. В одну из пятниц месяца Ияр в порту были выгружены 150 бочек, 70 из них предназначались для компании Йехиэля Вакса, а остальные — для конкурирующей фирмы.
Йехиэль проследил, как рабочие выгружают бочки из телег, и не ушел, пока не убедился, что все работники покинули площадку. Такой еврей, как он, не мог позволить евреям, работавшим на него, нарушать субботу ради его бизнеса.
Идя домой, в Яффо, он заметил, что на небе собираются тучи. Зима уже прошла, и он не думал, что может пойти дождь. Зашел в дом, начал готовиться к субботе, но скоро к нему пришли рабочие и, указывая на небо, заявили:
— Скоро пойдет дождь. Если цемент не накрыть, он станет непригодным. Такой ущерб будет трудно восполнить.
Йехиэль посмотрел на часы. Через три часа наступит суббота. Было ясно, что если он пойдет сейчас накрывать цемент, то нарушит законы святого дня.
— Запрещаю вам идти в порт закрывать бочки. Ни в коем случае не ходите! — ответил он. Рабочие не стали спорить и разошлись по домам.
Всю ночь шел сильный дождь, но в сердце Йехиэля не было сожалений. Он принял свое решение, учитывая возможные последствия… Только на исходе субботы он поспешил на стройку, чтобы оценить размеры ущерба.
К его удивлению оказалось, что все семьдесят бочек надежно укрыты. Кто-то позаботился положить на них доски. Ни капли воды не просочилось внутрь, убытка не было!
Йехиэль удивился: «Может, это был пророк Элияу или ангелы, провожавшие меня из синагоги?»
Лишь на следующее утро, придя на стройку, он услышал с соседней площадки крики начальника из «Солель Боне». Тот в бешенстве орал на своих работников-неевреев:
— Я же послал вас в пятницу закрыть бочки! Почему они остались открытыми? Теперь весь цемент испорчен!
Рабочие были смущены и даже не знали, что ответить:
— Не знаем, о чем речь… Мы всё сделали — закрыли бочки, как следует.
Вскоре выяснилось, что эти рабочие по ошибке накрыли бочки Йехиэля вместо бочек «Солель Бонэ».
Так что иногда мы воочию видим, что от соблюдения субботы мы не только ничего не теряем, но и выигрываем — и не только в конечном счете и в дальней перспективе. Святость субботы приносит благословение, а это лучший выигрыш из всех, которые только можно представить.
Отсюда и ответ на наш вопрос: «благословение» и «святость» идут рука об руку. Это не два разных понятия, а две стороны одной и той же медали. (Лэламедха)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.