«Познай же ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4:39).
Жизненная гонка — погоня за заработком и препятствия на этом пути, болезни, теракты и политические скандалы — иногда, если вложить в это всю душу, заставляет забыть ту незыблемую веру, которая является основой нашего существования и продвижения.
Мы забываем, что мы — в руках Царя царей над царями и каждая точка нашего «маршрута» под контролем, каждый взлет и падение, прибыль и убыток, болезнь и здоровье приходят лишь по велению Царя.
Не сверхурочная работа приносит деньги, и уж точно — не кража и незаконное присвоение чужого.
Удивительная история произошла с бедным евреем, жившем в одном из городов Марокко. Он растил девятерых детей в страшной нищете. Время от времени зажиточные двоюродные братья из города Рабат посылали ему конверт с несколькими банкнотами. Они занимались торговлей и производством товаров и иногда оказывали материальную помощь своему незадачливому родственнику, чтобы он мог достойно провести праздники.
Однажды перед праздниками месяца Тишрей заветный конверт всё никак не приходил. День шел за днем, а бедняк оставался без денег. До Рош а-Шана (Новолетия) оставалось совсем немного…
Каждый день этот еврей с надеждой смотрел на почтальона, но долгожданного конверта всё не было. Между молитвами Минха и Маарив он слышал, как некоторые из городских бедняков рассказывают о пожертвованиях и щедрых подарках, которые им прислали по местной почте. Сердце сжималось, его грызла зависть.
«Похоже, родственники забыли обо мне, — думал он. — Занимаются своими делами, а я здесь, застрял в этом городишке и с трудом зарабатываю несколько монет в день… Как купить курицу, мясо, рыбу и овощи для праздничных трапез?»
До Рош а-Шана оставалась неделя, и страх рос в сердце еврея, который чувствовал себя забытым и покинутым всеми. В итоге злое начало, которое часто сбивает с пути наивных людей, стало ему нашептывать:
«О чем тебе беспокоиться? Сегодня вечером почтальон с конвертами для бедняков будет проходить по нашему кварталу. Достаточно небольшого усилия — пройди рядом с ним, вытяни конверт и убегай. Того, что ты там найдешь, хватит на все праздники месяца Тишрей. Это не кража, — продолжало шептать злое начало, — а лишь необходимые усилия. И если Б-г поможет, ты вернешь всё, что взял, когда твое материальное положение улучшится. Зачем страдать? Зачем причинять такое страдание жене и детям? Твоя жизнь и семья для тебя и по закону важнее всего!»
Коварное злое начало хорошо знает свое дело. Когда человек пребывает в тревоге и отчаянии, оно сразу видит эту благодатную почву, на которой можно посеять семена бедствий. В темноте наш еврей выследил почтальона, запустил руку в его сумку и выхватил толстый конверт.
— Стой! — заревел почтальон, но вор уже успел отбежать на приличное расстояние и скрылся в темном переулке с конвертом в руке.
Он бежал минут десять, задыхаясь, хотя погони уже не было, а затем спрятался за стеной разрушенного дома. Открыл конверт и, к своей великой радости, обнаружил там сумму в пятьсот лир, которой точно хватило бы на его расходы. К деньгам прилагалось письмо: «Приветствуем тебя, дорогой двоюродный брат! Мы не забыли о тебе. От всего сердца желаем тебе хорошего и благословенного года, здоровья и финансового достатка. Любим! Твои двоюродные братья из Рабата».
Душа героя нашего рассказа чуть не рассталась с телом. Оказывается, украденный конверт предназначался ему… Через час к нему домой пришли двое полицейских и отконвоировали его в областной суд. Судья приговорил его к полутора месяцам тюремного заключения. Еврей воскликнул:
— Но ведь этот конверт был предназначен для меня!
— Верно, — улыбнулся судья. — Ты украл то, что и так принадлежало тебе. Однако закон не ведает исключений. Кто крадет конверт у почтальона, того отправляют в тюрьму.
— Увы, — застонал осужденный. — Если бы я был немного терпеливее и больше верил в Творца, то не страдал бы теперь напрасно. Б-г позаботился о том, чтобы родственники меня не забыли, но я, дурак, думал, будто с помощью такого ужасного поступка смогу добыть пропитание для семьи. Горе мне, как же я попал в сети злого начала?!
Иногда наша жизнь превращается в хождение во тьме, опасное и полное ловушек. Не так много людей готовы твердо придерживаться принципа Торы — скрупулезно поддерживать равновесие между работой и прилагаемыми усилиями, с одной стороны, и ведением правильного еврейского образа жизни, с другой.
И поскольку с заработком иногда возникают большие сложности, немало людей начинает обвинять правительство, различные учреждения и работающих там чиновников. Мы даже ищем причины своих проблем в экономическом кризисе в Америке или где-нибудь еще.
Почему? Потому что легко указывать на других и находить виновных за пределами нашего личного пространства. Это несравненно проще, чем проверять и искать проблемы в собственном сердце и душе. Нам бывает трудно понять, что испытание нуждой — это воля Б-га и это испытание необходимо достойно пройти.
Ведь нам так много надо исправить в самих себе… Быть может, стоит поработать с гневом, который разгорается в душе? Или же с чрезмерной бережливостью, скупостью? А, может быть, наоборот, обуздать собственное безрассудное расточительство? (Эмуна Шлема)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.