«И сказал фараон Яакову: сколько дней лет жизни твоей?» (Берешит 47:8). Почему фараону было так важно знать точный возраст Яакова, и почему это было первым вопросом, который он ему задал?
И важно понять ответ Яакова: «… дней жизни моей сто тридцать лет; немноги и злополучны были дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во время их жизни» (там же, стих 9).
Почему Яаков, отвечая на вопрос фараона, не только назвал свой возраст, но и описал прожитые годы, сказав, что многочисленные трудности преследовали его на протяжении всего пути? Да еще и добавил, что годы его жизни «не достигли до лет жизни отцов» его?
Понять это нам поможет следующая история.
Однажды Рав из Поневежа пришел к Хазон Ишу, чтобы посоветоваться по важному вопросу. Тогда обсуждалось предложение обеспечить пожарную и взрывную безопасность ешивы. Поэтому у Рава был вопрос: должен ли он прилагать эти усилия? Или они только свидетельствовали бы о недостатке упования на Творца?
Ответ Хазон Иша был следующим: «Пока раби Элиэзер находится в ешиве, никаких дополнительных мер безопасности не нужно. Ешиву защищают его заслуги!»
Кем же был этот раби Элиэзер? Это был один из оставшихся в живых мудрецов и праведников Кельма. Этот одинокий человек поднялся в Землю Израиля и избрал себе жилищем ешиву Поневеж.
Он учился днем и ночью. Чтобы хоть немного представить себе его величие, достаточно сказать, что каждую субботу он повторял наизусть трактаты Шабат и Эрувин. Тем не менее, раби Элиэзеру долго удавалось скрывать свое величие от всех. Лишь когда он приближался к старости, людям в определенной мере открылось, какого уровня этот человек.
Так, например, у раби Элиэзера был обычай никогда не спать лежа. Он сидел на кровати и учился, лишь время от времени опираясь лбом на палку и задремывая, а затем вновь возвращался к учебе. Только в старости, когда ученики ешивы хотели помочь ему поднять ноги на кровать, чтобы поспал, он открыл им этот обычай, воскликнув: «Нет у меня времени спать на кровати! Когда ложатся, то спят долго, а у меня нет времени много спать. А когда опираются на палку, то спят ровно столько, сколько на самом деле нужно».
Так или иначе, но вот чудо: все годы, пока он жил и учился в ешиве Поневеж, там ни разу не было возгорания — в точности, как сказал Хазон Иш. Но ровно через неделю после того, как раби Элиэзер отошел в мир иной, случился пожар!
Так что благословение, посылаемое с Небес ради заслуг праведника, имеет конкретную дату окончания — смерть праведника.
В этом и состоит ответ на наш вопрос — согласно толкованию «Кли Якар».
Ведь известно: как только Яаков прибыл в Египет, Нил поднялся к его ногам и это стало знаком окончания голода, длившегося к тому времени два года. Хотя голод был обещан на семь полных лет.
Фараон опасался, что благословение будет действовать лишь до тех пор, пока Яаков жив, а потом голод вернется. Поэтому, увидев Яакова, который выглядел достаточно старым, фараон решил выяснить его возраст, чтобы примерно оценить, сколько еще можно рассчитывать на благословение.
А Яаков хорошо понял вопрос фараона. Поэтому и ответил: что касается возраста, ты можешь быть спокоен, ведь мне всего 130 лет. Я выгляжу очень старым, но это потому, что жизнь была тяжелой. Кроме того, знай, что умирать вскоре я не собираюсь, я еще не дожил до возраста, в котором ушли мои предки. Ведь обычно человеку следует проявлять осторожность, когда он вступает в возраст, в котором умерли его родители (Лэламедха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.