Темы: Суккот, Этрог, Оцарот, Хафец Хаим, Чтение для детей, Рассказы
Наши мудрецы говорят, что этрог подобен сердцу. «Лучше всего охраняемого береги свое сердце», — сказано в Писании. Этрог очень уязвимый, он легко может испортиться. Но не всякое повреждение делает его непригодным. В Мишне мы учим: «Возникло отверстие и недостает в нем чего-либо — непригоден».
Но если из-за отверстия в нем ничего не убыло, он кошерный, при одном условии: отверстие не должно доходить до зернышек. Ведь из них вырастет следующее поколение этрогов. Они не должны пострадать, им нужно оставаться оберегаемыми и защищенными.
Наше поколение испорчено тем, что в наших стенах проломлены бреши, и дурные ветра проникают через них, которые портят и развращают. И кто может сказать, что они не проникают в сердца, и что на нас это никак не влияет? Испорченная культура нападает, наносит удары, пробивает дыры! «Возникло отверстие и недостает в нем чего-либо — непригоден». Если нас удалось пробить и испортить — увы! Но если внутри не возникло никакого недостатка, этрог остается кошерным, при условии, что дети будут защищены —молодежь не должна открываться дурному влиянию: атакам со стороны СМИ, каналам «другой стороны», всей порче, идущей от внешнего мира. Наших хрупких детей и будем оберегать пуще всего остального! Если сделать так, сам этрог будет оставаться кошерным — родители будут вписаны в Книгу совершенных праведников в день, когда на приговор ставится печать.
В Польше была ужасная нищета, и многие подростки были вынуждены помогать своим семьям зарабатывать на жизнь. Уже в юном возрасте они выходили на рынок. Был случай с одним подростком, который стал завидовать друзьям, начавшим торговлю и хваставшимся своей прибылью. Он решил пойти вслед за ними. Но его отец, который и сам был торговцем, стал отговаривать его от этой затеи и требовал, чтобы тот сидел и учился в бейт-мидраше. Услышав, что в их город приехал Хафец Хаим, он пришел в его гостиницу вместе с сыном и попросил, чтобы святой гаон наставил отрока на путь постоянной учебы. Ведь рынок полон ловушек, а атмосфера на улице отравлена дурным влиянием, парень может легко испортиться.
«А что сын говорит?» — спросил Хафец Хаим.
Сын ответил: «Я вижу, как трудно зарабатывать, и хочу помочь содержать дом. К тому же, мне ясно, что я не испорчусь из-за рынка и торговли. Почему отец опасается за меня?»
Хафец Хаим ответил, сказав: «Послушай, сынок. О самке страуса говорят, что она жестока (Эйха 4:3).
Но в чем заключается ее жестокость? Дело в том, что ее желудок — прочный и сильный, она ест и переваривает даже стекло (Шаббат 128 а). Ей кажется, что и дети у нее такие же, и она дает им куски стекла и металла. А они ранят себе горло и желудок и умирают. То же самое и в нашем вопросе. Твой отец взрослый и уравновешенный, и атмосфера рынка не влияет на него негативно. Но ты возвращайся-ка лучше в бейт-мидраш» (Бе-Яшишим Хохма).
Поэтому пусть человек не полагается на свои знания и веру, отправляясь воспитываться в плохое окружение и открываясь ложным идеям. Пусть не рассчитывает на свою силу и мужество, поскольку влияние общества сильнее — таков закон природы (Майян а-Эмуна).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.