Темы: Ки таво, Оцарот, Чтение для детей, Благодарность, Рассказы, Бикурим
«И скажешь ты» (26:3). Святой Альших спрашивает: почему наши мудрецы решили, что в словах «В начале сотворил Б-г» имеются в виду первые плоды (бикурим), и что это они названы здесь «началом?» Что такого особенного в заповеди принесения первых плодов, что ради нее был создан мир?
Ответ содержится в одной фразе в комментарии Раши: «И скажешь — что в тебе нет неблагодарности». Всевышний дает нам все — жизнь и здоровье, счастье и спокойствие, семью и общество, заработок и пропитание. И чего Он от нас требует за все это? Только одно — чтобы мы чувствовали благодарность, чтобы говорили «спасибо». В этом смысл благословений перед едой — знать, что «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет», и что Он по Своей воле дал ее людям.
На что все это похоже? — говорит Альших, — на царя, который дал рабу поле, чтобы тот его обрабатывал. Трудился раб в поле и вырастил сад, который принес сладкие плоды. Раб собрал их, положил в корзину и принес во дворец к царю, сказав ему: «Смотри, вот плоды с твоего поля, я не осмелился вкушать их, пока не принес тебе. Ведь поле твое, а значит и плоды твои». Видя такую преданность, царь сказал ему взять весь остальной урожай себе.
В нашей недельной главе записано также и страшное увещевание — 98 жестоких проклятий. Наши мудрецы установили порядок чтения недельных глав Торы таким образом, чтобы эти проклятья читались в конце года. Здесь кроется намек — «чтобы закончился год вместе с его проклятиями», а далее «начался год вместе с его благословениями». Но возможно, здесь есть и нечто большее, чем просто пожелание окончания проклятий. Возможно, чтение этого увещевания — это буквально подготовка к молитвам в наступающие для нас дни трепета. Ведь в разделе о первых плодах мы увидели, как важно признавать совершенное для нас добро, и что ради этого был сотворен мир. Это главное, что от нас требуется. Тем более, когда мы приходим просить о счастливом годе, надо прежде всего сказать «спасибо» за все милосердие, что уже было сделано для нас, и лишь потом просить о новом (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.