Темы: Песах, Цдака, Мецора, Оцарот, Пасхальная Агада, Помощь, Чтение для детей, Рассказы, Отношения с людьми
Наш учитель раби Авудрахам — один из мудрецов-ришоним, ученик раби Яакова Бааль-Турима — написал прекрасный и волнующий комментарий, который к столь многому нас обязывает. Он говорит, что в этом тексте Агады заключены три ступени. Вначале сказано: «Всякий голодный, приди и вкушай» — сперва-наперво нужно насытить голодных. После этого «всякий нуждающийся, приди и сделай Песах» — это уже не просто маца и вино, а все необходимое для праздника: картофель, горькие травы (марор), харосет и «накрытый стол». Но и этого недостаточно — нужно еще утешить его, обратившись к его сердцу: «Не падай духом из-за того, что кормишься с чужого стола. Ведь мы с тобой равны в изгнании. “Ныне здесь, рабы”, но скоро мы будем избавлены. “В следующем году” мы оба будем “в стране Израиля, свободными”!»
Пророк велит нам (Ишайя 58:7-10): «Отломи голодному от хлеба своего, бедняков-скитальцев приведи в дом». Впрочем, этого мало, ты также «отдай голодному душу свою [т. е. утешь его словами], душу измученную насыть». Посмотрите, какая разница! Подающий монету бедному получает шесть благословений, а утешающий его словами — одиннадцать (Бава Батра 9 а). Исходя из этого, сами посчитайте, сколько получит тот, кто и дает деньги, и утешает! (Меири)
Приведем историю.
Как известно, святой гаон раби Йеошуа Лейб Дискин, по прозвищу «Сараф из Бриска», приехав в Иерусалим, нашел большое покинутое здание и основал в нем сиротский приют. Сначала там было лишь несколько детей-сирот, а жена рава заботилась о них, как родная мать. Она мыла их, одевала, кормила.
Однажды она помогала девочке-сироте купаться перед наступлением святого шаббата, помыла ей голову и одела в праздничную одежду, но девочка горько плакала. Все попытки успокоить ее не принесли успеха.
Рав, подобный ангелу, позвал ее к себе, улыбнулся и спросил: «Скажи-ка, прелестная девочка, отчего ты плачешь?»
«Я вспомнила маму!» — зарыдала девочка.
«Твоя мама на небе, дорогая, и теперь рабанит будет на ее месте», — мягко произнес рав. Жена рава мыла, причесывала, одевала, но…
«Все не так! — плач девочки лишь усилился, — рабанит не будет на ее месте! Ведь мама после мытья и причесывания целовала в лоб и говорила: “Ах, у тебя аромат словно из райского сада!” — а рабанит так не делает».
Рабанит поспешила, горячо обняла и поцеловала, и их слезы смешались. С тех пор она всегда так и поступала — мыла, причесывала, обнимала и целовала.
Бедняки жаждут доброго слова. Сироты жаждут объятий и поцелуев.
А что же наши дети? Конечно, мы заботимся о них! Но что насчет добрых слов, объятий и поцелуев? (Мекарван ле-Тора)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.