«И молился Ицхак Б-гу рядом с женой, ибо бесплодна она» (25:21). Рабейну Бехайе отмечает трудность, возникающую при попытке понять порядок слов в этой фразе из Торы. Ведь сначала следовало бы указать на то, что Ривка была бесплодной, а затем упомянуть о молитве Ицхака за нее.
Впрочем, — объясняет рабейну Бехайе, — это недоумение происходит от неверного взгляда. Мы привыкли считать, что цель молитвы — это удовлетворение запроса. Но это не так: само приближение к Б-гу посредством молитвы и является ее целью. А чтобы у человека была причина молиться и просить, тем самым приближаясь к Б-гу, Всевышний выставляет перед ним препятствия и трудности, заставляющие его молиться.
Так было и здесь: чтобы основать народ Израиля, требовалась очень серьезная молитва. А чтобы побудить Ицхака молиться и упрашивать, Всевышний сделал его жену Ривку бесплодной. Вот почему в Торе сперва говорится о молитве, так как это и есть главное, и лишь затем о бесплодии как о средстве к ее достижению.
В этом состояла причина того, что и другие наши праматери сначала были бесплодными, как сказали мудрецы: «Отчего наши праотцы были бесплодными? Потому что Святой, благословен Он, жаждет молитв праведников» (Евамот 64 а).
Всевышний в Своем безграничном милосердии желает изливать на нас всякие блага, но они не могут снизойти к нам без соответствующего канала, которым является молитва. Иногда Творец ставит нас перед трудностями, связанными с заработком или болезнями, только чтобы побудить нас к молитве и сближению с Ним.
Рав Яаков Шехтер однажды был приглашен в одну ешиву, чтобы выступить с воодушевляющей речью перед учащимися. Среди прочего, он поведал им следующую историю:
В общине города Офаким в ту пору, когда праведный гаон раби Шимшон Давид Пинкус работал там главным раввином, жил один еврей, изучавший Тору, у которого не было детей. Годы шли, и печаль этого еврея и его супруги становилась все больше. Они постарались сделать все, что могли — не осталось ни одной медицинской процедуры или чудодейственного средства, которое бы они не испробовали. Но ничто не помогало.
В один день рав Пинкус позвал этого бездетного еврея и сказал ему: «Знаешь, есть одно средство, которое ты до сих пор не пробовал. Но сейчас у меня нет времени. Приходи ко мне в полночь».
В полночь в дверь дома рава раздался стук. Рав открыл и с сияющим лицом сопроводил гостя в свой автомобиль. Они двинулись с места.
«Что же это за средство?» — попытался понять гость.
«Подожди, и сам все узнаешь», — ответил рав.
Машина ехала в сторону Беэр-Шевы, а оттуда — в сторону Йерухама. Тридцать-сорок километров пустыни простирались во все стороны на расстояние видимости глаза. Внезапно рав остановил машину на пустом месте. «Выходи здесь», — приказал он своему растерянному спутнику, который пытался отыскать взглядом какие-либо признаки жизни посреди песка и пустоши.
«Что мне делать? Что это за средство?» — испуганно стал спрашивать бездетный еврей. Рав Пинкус ответил: «Сейчас ты один в пустыне. Только ты и Владыка мира… Плачь перед Ним, умоляй, кричи, проси. Вот так — словно ты разговариваешь с ближним, стоящим рядом с тобой. Б-г жаждет услышать твою молитву, и только так ты получишь спасение! А я вернусь сюда спустя полчаса…»
Наш еврей остался один, оторванный от всякой связи с окружающим миром. Он впервые начал по-настоящему задумываться о своем состоянии, и из самого глубокого места в душе высказал свою боль перед Властелином всех миров, с просьбой и мольбой, чтобы Он принес ему спасение и милосердие.
Спустя полчаса, рав Пинкус вернулся. Он открыл окно автомобиля, взглянул в лицо молящемуся и сказал: «Нет, ты недостаточно плакал… так не плачут. Плачь! Моли из глубины сердца! Умоляй всеми силами и от всей души, и тогда удостоишься помощи!»
После этого он тотчас вновь уехал с этого места и вернулся, лишь спустя еще полчаса.
Приехав снова, он опять посмотрел на лицо бездетного еврея. На этом лице проступили слезы, которыми можно было намочить платок. Рав улыбнулся и произнес: «Именно это я и имел в виду… Теперь увидишь, что, с Б-жьей помощью, к тебе придет спасение».
Конец этой истории таков. Через девять месяцев после всего произошедшего у этой пары родился сын.
Закончив свое выступление, я вышел из ешивы, — добавил рав Шехтер, — и ко мне подошел один из юношей со словами: «Уважаемый рав, я и есть тот самый сын».
Вот что значит великая сила молитвы (Оцротейну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.