«Ибо беден он» (24:15). Как прекрасно слышать о еврее, который много занимается благотворительностью и не рассказывает об этом, а напротив — прилагает много усилий, чтобы его добрые поступки не стали известны. Очевидно, что благодаря этому его награда вырастет во много раз.
Намерения такого человека, исполняющего заповеди скрытно, несомненно направлены во Имя Небес. Счастлив человек, удостаивающийся выполнять волю Творца втайне.
В книге «Маалот а-Цдака», написанной гаоном раби Моше Йеудой Лейбом Голдбергом, жившим сто лет назад, рассказывается удивительная историю, приведенная из книги «Эмунат а-Тхия».
В городе Краков в Польше жил богатый еврей, которого прозвали Шимон-Скупец из-за его огромной скупости. Он не давал милостыню бедным в меру своих возможностей, и его имя превратилось в насмешку для всех жителей города.
В этом же городе жил другой еврей, работавший мясником. Он прославился своей выдающейся щедростью, раздаривая деньги нищим сверх меры. Каждый раз накануне шаббата он раздавал халы и мясо беднякам города.
Все ценили его поступки, совершаемые ради бедных, и считали его выдающимся благотворителем. Так продолжалось много лет. Скупец берег свои деньги, а щедрый мясник раздавал милостыню. Но через год после смерти Шимона-Скупца мясник прекратил все свои благотворительные акции и больше не давал бедным ни денег, ни еды перед шаббатом. Все это было очень удивительно для горожан, но никто из них не связал изменения в поведении мясника со смертью скупца.
В один прекрасный день раввин города позвал мясника и приказал ему объяснить, в чем секрет — почему он прекратил свою благотворительную деятельность. Сведения, которые открыл мясник, вызвали большую бурю и волнения среди членов общины. Мяснику пришлось сознаться, что все деньги и милостыня, которые он раздавал беднякам в течение многих лет, принадлежали тому самому богачу, которого все звали Шимон-Скупец.
Этот Шимон, не желая показывать всем свою праведность и щедрость, обратился по своей инициативе к мяснику и попросил его раздавать деньги нищим, равно как и хлеб с мясом перед шаббатом. Он повелел не рассказывать никому, кто является действительным источником этих денег.
Раввин города сказал, что теперь нужно перестать называть покойного богача Шимоном-Скупцом. Вместо этого отныне его будут звать Шимоном-Мясником, поскольку слово «мясник» (кацав) состоит из первых букв слов «Кием Цдака Бесетер», то есть «Дающий милостыню втайне».
Какое великое самообладание проявилось в этом удивительном поступке. Когда Шимон выходил на улицы города, все звали его Скупцом. Возможно, они даже упрекали его, читая ему нравоучения, и кричали в его сторону: «Почему бы тебе не взять пример с мясника, который не так богат, как ты, но так много дает бедным!» Шимону приходилось вооружаться огромной душевной силой и выдержкой, чтобы не разглашать тот факт, что на самом деле это с него все должны брать пример того, как исполнять заповедь подаяния милостыни в самой правильной и чистой форме, скрывая свои действия от людей. Но он не сделал этого, продолжая выслушивать оскорбления, бросаемые в его адрес. Да будет и наш удел вместе с ним! (Бархи Нафши)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.