«И посмотрите землю, какова она» (13:18). Святой рав Алших написал, что Моше Рабейну хотел показать сынам Израиля, как страх перед ними пал на жителей земли, как сказала Рахав разведчикам: «Пала боязнь перед вами на нас, испугались вас все жители земли… и растаяло сердце наше, и не восстал больше дух ни в ком из-за вас» (Йеошуа 2:11).
На это же указывают и крепости, которыми они из-за большого страха окружили себя, несмотря на свою силу. Также в Мидраше сказано (Танхума, Бешалах 1), что когда евреи вышли из Египта, кнаанейцы выкорчевали все плодовые деревья в своей стране, чтобы те не смогли ими воспользоваться. Такова была одна из причин, из-за которых Творец задержал народ Израиля в пустыне.
Когда кнаанейцы увидели, что евреи задерживаются, они вновь посадили деревья. Поэтому Моше сказал разведчикам: «И какова земля — тучна ли она», и тем не менее, обратите внимание, «есть ли там дерево или нет» — вы увидите, что деревья еще молодые, потому что на кнаанейцев пал страх перед вами. В таком случае победа будет за нами!
В этой связи автор книги «Есод а-Авода» рассказал имевший место случай. Когда шла война с Наполеоном, российский полководец сидел в своем штабе, а к нему отовсюду поступали тревожные донесения: такой-то отряд потерпел поражение, и солдаты бегут в панике; атака такого-то отряда остановлена, строй такой-то дивизии разрушен — кругом все идет крахом.
В кабинет вошел помощник и увидел командующего с мрачным лицом. «Что случилось?» — спросил он, и тот повторил вкратце последние сообщения.
«И всего-то? — удивился помощник, — разве к Вам не пришло последнее известие, самое страшное?»
Командующий поднял на него утомленный взгляд: что может быть еще страшнее всего этого?
Помощник сказал: «В последнем известии сообщают, что верховный главнокомандующий потерял боевой дух!»
Тогда полководец пришел в себя и отдал распоряжения всем боевым частям, выстроил войска в линии и сам встал у них во главе, изменив исход сражения.
Отсюда и для нас есть важный урок. Нельзя отчаиваться! Никогда не бывает все потеряно. Если только сами мы не утратим смелость и энергию, то сможем любое зло превратить в добро и одолеть любое препятствие. Если же, не дай Б-г, расслабимся — исход битвы будет заранее предрешен не в нашу пользу!.. (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.