Темы: Женщины в истории, Бо, Еврейская женщина, Оцарот
«Внуши же народу, чтобы выпросили каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых» (Бо 11:2). Шуточный комментарий гласит, что евреи должны были пребывать в египетском рабстве 400 лет. Сказали еврейские женщины: «Б-же, сократи срок рабства до 210 лет, а потом предоставь нам возможность порабощать мужчин».
Рассказывают, что у рабби Иешаягу Мушката была очень набожная жена. Он приходил из синагоги, а она еще молится. Он возвращался домой из ешивы — она изучает комментарии к Пятикнижию. Вздохнул р. Мушкат: «Теперь я понимаю комментарий Раши к словам Торы “Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подмогу под стать ему (кенегдо)” — если человеку повезло, жена будет ему подмогой, если не повезло, супруга будет против него (на иврите слово “ке-негдо” переводится двояко, “под стать ему” и “против него”).
Если человеку повезло, Б-г посылает ему жену в подмогу. Муж приходит из синагоги, и супруга подает ему завтрак. Муж возвращается из ешивы, на столе его ожидает обед.
Если же человеку не повезло, его жена будет всё время напротив него — он молится, и она молится, он учит Тору, и она учит».
Теперь же давайте поговорим серьезно. Еврейские женщины, находясь в Египте, соблюдали законы приличия во всём, что касалось одежды и внешнего вида. Сказано, что Тора — это средство против дурного начала. Однако народ Израиля пребывал в рабстве до того, как была дарована Тора, поэтому от дурного начала евреев защищала женская скромность. Именно благодаря ей наши предки вышли из Египта.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.