Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Школа, Ита Минкина
Прошу вашего совета. Мои дети учатся в светских школах и саду. Я хочу, чтобы в Рош аШана и в Йом-Кипур они не ходили в школу/сад. Сегодня обсуждаем со старшим сыном: если я говорю, что дети не приходят из-за насморка и т. д., то я вру — а это не есть хорошо, особенно, в ситуации с праздниками.
В школе я сказала «по религиозным соображениям» в прошлом году, и было много негатива. И мой сын говорит: если мы никуда не идем и сидим дома и не справляем, то, может, не надо выходного? N.
Дорогая N.,
Если такое объяснение, как «насморк» и т. п., будет принято в школе благосклонно, то надо именно им и воспользоваться — и десятого сентября, и в Йом-Кипур. А если мальчики возразят, что это ведь неправда, то можно ответить им: правда — это то, что хочет Б-г. Например, Б-г, конечно, не хотел бы, чтобы кто-то «резал правду-матку» в глаза ближнему, оскорбляя этого ближнего... (С «правдой» есть разные ситуации, и каждую важно хорошо обдумывать).
На уроке по книге «Месилат Йешарим» рабанит Хава Куперман сказала, что в нашем мире (после разрушения Храма) стремятся не к абсолютной Правде, а к Прямоте («йошер»). Слово «йашар» («прямо») можно перевести и как «правильно», «хорошо», «полезно». И это правильно, хорошо и полезно, чтобы еврейские мальчики в еврейские праздники были дома, а не в школе, где ничего полезного для души в эти дни не получат. Даже если вы дома не справляете, а только съедите ужин с яблоками и медом.
Во время войны президент Всемирного еврейского конгресса (World Jewish Congress) отказался оплатить из кассы фонда изготовление фальшивых паспортов для евреев Венгрии, аргументируя это тем, что использование таких паспортов является обманом, а «ни он, ни его супруга никогда не сказали ни одного лживого слова и не собираются этого делать». Как видите, не всегда «правда» — это Правда… Не всегда то, что правдиво, это хорошо и правильно — «йашар»...
Желаю Вам и детям хорошего сладкого года, здоровья, благополучия, сил и всех благословений.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.