Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Молитва и благословения, Ита Минкин, Ита Минкина, Младшие школьники
Шалом.
Мои дети не хотят молиться дома, в том числе произносить благословения после еды. Раньше я их уговаривала всеми способами, а сейчас перестала — и всё: никто и не вспоминает помолиться. Иногда — очень редко.
Я, естественно, очень хвалю. Но обычно они говорят, что, конечно, помолятся, но потом. Потом играют, и всё — уже поздно… Дети от 6 до 9.
С уважением, N.
Уважаемая N.,
Пожалуй, самый лучший способ приучить детей произносить благословения — не уговаривать и не сердиться, когда они забывают. И даже больше: когда они забывают — делать вид, что Вы ничего не заметили, что все в порядке. Но перед тем или во время того, как Вы подаете еду, произносить благословение как бы между прочим, ни к кому конкретно не обращаясь.
И после еды — то же самое: когда они закончили, произнести только начало благословения («Борэ нэфашот» — «…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»). Детям, которые продолжили, Вы с улыбкой отвечаете «Амен», но не хвалите особенно. Как бы давая понять, что произносить благословение — это дело обычное, само собой разумеющееся.
Из Биркат а-Мазон детям этого возраста (старшему из них) достаточно произносить только первую часть ( до «а-зан эт а-коль» — «Который питает всех»). После этого ответьте им «Амен» с чувством, и на этом — всё.
Детей шести-семи лет (и младше, конечно), если Вы знаете, что они не любят говорить даже это (правда, детям сложно говорить так много), научите произносить: ТОДА ЛЭ-АШЕМ А-ТОВ АЛЬ А-ОХЕЛЬ ТАИМ ЛА-РОВ! («Спасибо Всевышнему Милостивому за вкусную еду в изобилии» — вместо Биркат а-Мазон после трапезы с хлебом, вместо «Аль а-михья» — «за пропитание» после того, как ели выпечку, вместо «Борэ нефашот» — после того, как ели мясо, яйца, молочные продукты).
Этого достаточно, говорю Вам с полной ответственностью. И даже ребенку девяти лет можно позволить произносить только эту короткую благодарность. Обычно дети это любят, можно научить их произносить хором.
Если Вы показываете, что довольны, и говорите что Ашем рад их благодарности (но скажите коротко, не пускаясь в лекции), то у них постепенно проснется желание произносить первую часть Биркат а-Мазон, или хотя бы будет для этого терпение. Если Вы видите, что они отлынивают, не хотят говорить вообще, смотрите на это сквозь пальцы. Это — единственный способ не вызвать у них антагонизма, неприятия и упрямства.
Этот способ придуман не мной, а мамами из тех семей, которые уже много поколений воспитывают богобоязненных евреев. Звучит парадоксально, правда? Но всё именно так… и с этим ничего не поделаешь…
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.