Темы: Воспитание детей, Лея Солганик, Подростковый период, Общение с детьми, Отношения со сверстниками
Шалом. Дочь увлеклась модной тенденцией носить в ушах вместо сережек украшения «тоннели», ради которых искусственно растягиваются отверстия в мочках ушей. Мне кажется это противоестественным. Что говорит нам про это Тора? N.
Уважаемый N.,
В Торе об этом ничего не сказано, но Вы можете поговорить с дочерью не о том, как к этому относится Тора, а о том, что, может, стоит взвесить это ее желание следовать моде с точки зрения ее удобства, благополучия, здоровья, красоты… Дать ей почувствовать: замечательно, что она следит за модой, стремится быть красивой, любит новое и оригинальное, идет в ногу с обществом, в котором живет. Так и надо. Вы ее не отговариваете, не переубеждаете, просто предлагаете взвесить разумно, как она всегда и делает, и правильно подойти к решению. Может, потом ей будет не очень комфортно с такими отверстиями, они, может, и не зарастут.
Только так, может быть, чуть-чуть удастся повлиять на нее. Но никогда нельзя подходить к другому человеку, особенно к подростку, когда он чем-то недоволен, что-то отвергает и т.п., — со словами Торы. Он обязательно Вас оттолкнет, но заодно оттолкнет и Тору, которая мешает ему делать то, что ему так удобно, приятно — так он решил! Можно только осторожно предложить: не попробовать ли повысить его комфорт, кайф, успех так-то и так-то. Например, не «ты обязана слушать меня потому, что я твой отец, вот и заповедь такая есть!», а: «Мне будет приятно, если ты согласишься со мной. Мне очень грустно, когда мы друг друга не понимаем. Когда родители и дети друг друга понимают, жить гораздо приятнее. Я очень стараюсь лучше тебя понять».
И мы, родители, должны стараться говорить, что делать, а не что НЕ делать. «Отдались от зла и делай добро» (Тэилим 34, 15). Бунтующему подростку (а в принципе и любому человеку) мы можем предложить только вторую часть — «делай добро». «Отдались от зла» не будет принято. Если у нас нет идеи, какое именно «добро» предложить, лучше промолчать, подождать, пока такая идея не возникнет. Стоит воздержаться от высказываний типа «Не увеличивай дырки в ушах этими дурацкими веревками», а попросить: «Постарайся, чтобы потом у тебя не осталось навсегда следов от этого».
Успеха Вам, Лея Солганик
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.