Темы: Воспитание детей, Страхи, Ита Минкина, Младшие школьники, Чувствительный ребенок, Самооценка
Шалом! Моей дочери 9 лет. Она очень часто спрашивает: «Мама, мне не должно быть стыдно за то, что я сделала или сказала это или то?», и часто это незначительные вещи, за которые не нужно извиняться… Может ли это только быть из-за того, что, когда она была маленькая, я могла ей сказать, что ей должно быть стыдно за такое поведение? Но мы старались ее часто хвалить, и стараемся с мужем говорить нашим детям, что они очень хорошие и т.д. Также, ругая детей, мы стараемся помнить, что нужно упомянуть: «Как такие хорошие дети могли сделать то или это…» Может ли это указывать на более глубокую проблему, или это указывает на ее доброе сердце? N.
Дорогая N.,
Вы совершенно правильно описали ситуацию, но, согласитесь, немного сложно оценить душевное состояние ребенка по короткому письму… Скорее всего, Ваша девочка относится к детям чувствительного типа, которые больше других нуждаются в поддержке и одобрении не только за вроде бы незначительные поступки, а за сам факт своего существования на этой земле…. Чувствительные дети очень совестливы, очень остро чувствуют свое несовершенство и страдают от него и от того, как на него реагируют дорогие им люди… Я уверена, что Вы как мама хвалите и поддерживаете в ней ощущение, что она достойна любви независимо от внешних условий…
Другая возможная причина такого поведения — это постоянное внутреннее беспокойство, тревога или страхи. Хорошо ли она спит по ночам? Не тревожат ли ее плохие сны? Как она себя ведет среди подруг? Склонна ли соглашаться с их мнением вопреки своему и с их планами, несмотря на то, что свои планы ей приходиться ради этого менять? Сложно ли ей отказать подруге, ответить ей «нет»?..
Чувствительные совестливые люди часто склонны принимать чужое мнение о себе как истинное и все время проверять, довольны ли ими, и для маленького ребенка это большое напряжение. Попытайтесь настраивать ее, что Вам важно ее мнение, что Вы считаетесь с ее вкусами, привычками, планами. Спрашивайте ее мнение по разным вопросам и показывайте ей, что для Вас это имеет прямое практическое значение. И даже ИНОГДА разрешайте ей отказать Вам в чем-то, что идет наперекор ее мнению или планам. Конечно, отказ должен быть озвучен в вежливой форме и не в тот момент, когда у мамы SOS. И не каждой маме правильно такое советовать… Но маме чересчур совестливого ребенка нужно и даже совершенно необходимо УМЕТЬ добродушно принимать отказ такого ребенка и тем приучить его, что даже когда он не выполняет-возложенных-на-него-функций, это не меняет отношения к нему и он по-прежнему достоин любви и уважения «как полноправный член общества».
Если Вас все же беспокоит ее поведение (и я слишком уважаю интуицию мам, чтобы, не дай Б-г, пренебрегать ею), возможно, девочку переполняет тревога и стоит показать ребенка специалисту.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.