Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Муж и Жена, Роли супругов, Уважение, Отчуждение в семье, Взаимопонимание, Кружки для детей, Конфликт между воспитателями, Ита Минкин, Внутренний мир, Младшие школьники, Общение с детьми, Установление границ
Добрый день, уважаемый рав! Хочу задать вопрос, который очень важен для моей семьи. Наша семья религиозная (кипа сруга), стараемся соблюдать мицвот. Наш младший сын 10 лет увлекся театром пантомимы. Он просто расцвел на сцене. (Это детский театр от городского муниципалитета). Я не вижу в этом ничего дурного, а муж против. Говорит, что нужно это прекратить. Ребенок очень расстроен. Я опасаюсь, чтоб не было хуже. Чтоб ребенок не отдалился от нас и не замкнулся в себе. Я думаю, что в этом увлечении нет ничего плохого, а муж другого мнения. Подскажите, как быть, чтоб не поломать ребенка. Заранее спасибо. Н.
Уважаемая Н.!
Как видно из Вашего письма, мальчику идут на пользу занятия в театральной студии. Он просто расцвел. Из письма не совсем ясна позиция Вашего мужа: он считает, что это увлечение может повредить с религиозной точки зрения или что это все просто пустая трата времени? Если Вы с мужем обсудили все «за» и «против» и он продолжает настаивать на прекращении занятий, то, конечно, невозможно «забрать» у мальчика, ничего не «дав» ему взамен. Нужно придумать какую-то альтернативу. Вот несколько предложений, возможно, какие-то будут для вас приемлемы:
В разговорах с мальчиком подчеркивайте, что Вы видите, как ему нравятся занятия пантомимой, и подчеркивайте, что вы с отцом сделаете все, что в ваших силах, чтобы найти альтернативу. Если он увидит, что вам важны его увлечения и вы прилагаете усилия, чтобы найти подходящую сферу для его самовыражения, он ни в коем случае не отдалится, а, наоборот, со временем научится ценить и уважать свою семью: твердость принципов, гибкость и чуткость в понимании его увлечений, настойчивость в поисках достойной замены.
Это получится, если Вами будет руководить не чувство вины и не раздражение из-за отказа мужа, а уважение к его принципам. «Раз папа так говорит, значит, он понимает, что хорошо на самом деле». Не спорьте с мужем при мальчике и не обсуждайте вместе с ним отказ папы: это свершившийся факт. Это как закон природы, как дождь: делать нечего, хоть и расстраивает чьи-то планы. Не будем раздражаться по этому поводу, будем искать альтернативу — другое занятие, под крышей, а не на улице.
Желаю успеха Вам и радостного самовыражения — сыну.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.