Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники, Критика
Шалом, рабанит Ципора! Спасибо большое за Ваши советы, они нам очень помогают!
У меня недавно произошел такой случай, и я не знаю, правильно ли я отреагировала. За ужином мой старший сын вертелся и крутился, но мы не делали замечаний, и, в общем, он хорошо кушал. Потом он влез рукавом в еду. Я сказала: «Ой-ой-ой! Что получилось. Заверни рукавчик, а после ужина положим твою рубашку в стирку».
Он поначалу растерялся, но после моих слов был очень доволен. И совершенно не перестал себя так вести. Через несколько минут после этого, в результате все тех же телодвижений он перевернул на пол чашку с молоком. Вскочил со стула и начал плакать от вида растекающейся лужи, стал причитать, что теперь ему нечего будет пить. Я сказала, что пить, действительно, нечего, надо доесть уже так.
И, когда вытирала лужу, сказала ему: «Видишь, что происходит? Не зря же есть правила, что за столом не вертятся, а спокойно сидят, тут же еда, все может перевернуться». Он сказал, что он сидел аккуратно, я сказала, что да, я видела…
Не знаю, правильно ли было это говорить. Меня очень раздосадовало то, что уже несколько раз такое происходит, и я стараюсь не раздражаться и не ругать его, но не видно, чтобы он сделал какие-то выводы из всего этого. И что вообще говорить в такой ситуации? Если, например, говорила ему, что нельзя хлопать ящиком, можно прищемить пальцы, и он таки прищемил? Л.
Уважаемая Л.,
Ваша реакция на инцидент с молоком была правильной в том, что Вы сказали ребёнку: как ни жалко, но молока уже не будет. Но нет нужды в таких случаях добавлять к этому поучения. Давайте дадим действительности научить ребёнка.
Например, вообразите, что у Вас выкипела каша из-за того, что Вы отходили от плиты, когда варили её. Я позволю себе задать риторический вопрос: хотелось бы Вам, чтобы Ваш муж зашёл на кухню и сказал: «Я же тебе уже много раз говорил, что когда варят кашу, надо стоять возле плиты!»? Неприятно, правда? Почему же мы всегда считаем своим родительским долгом вычитывать ребёнку мораль после того, как он столкнулся с последствиями своих неправильных поступков?
И даже если ребёнок вслух отпирается, потому что чувствует необходимость защищаться, в пять лет он уже прекрасно понимает, что молоко само не прыгает со стола, пальцы не прищемляются и т.д. Есть замечательная русская поговорка «На ошибках учатся». Давайте не будем отнимать у ребёнка эту возможность, дадим ему почувствовать результат его поведения и даже посочувствуем. Действительно жалко, что придётся остаться без молока, действительно больно, когда прищемляют палец и т.д. Такой умный мальчик, как Вы его описываете, и сам постепенно усвоит уроки.
Кроме того, детям возраста Вашего сына свойственно переворачивать вещи, опрокидывать их, ёрзать и т.д., поскольку умному живому ребёнку сложно усидеть на одном месте. Поэтому придётся набраться терпения, и постепенно он станет более ловким и спокойным.
Желаю много радости от него, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.