Темы: Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Дети
У меня в этом году умер брат. Его трехлетняя дочка живет с нами. Она спрашивает: где папа, а мы говорим, что он на работе. Но так долго продолжаться не может. Что сказать ребенку, как?
Примите наши соболезнования…
Как сообщить ребенку, что папа больше не придет — вопрос непростой. Прежде всего, необходимо как можно точнее определить степень готовности ребенка к такому разговору, уровень эмоциональной реакции. Тут дело не в возрасте, а в особенностях характера и психики. Определившись с этим, будет легче выбрать правильные слова, сгладить углы.
Можно сказать, что на самом деле наш дом — это грядущий мир. Мы все из него пришли и все потом уйдем. И что людям, которые жили правильно и старались поступать правильно, там очень хорошо. Что эта разлука надолго, но не навсегда. Что наши добрые дела помогают ушедшим, и они радуются, когда мы ведем себя хорошо. Что никто не умирает совсем, только тело смертно, а душа не умирает никогда, и тот, кто ушел, нас видит и помнит. Что расставаться — это всегда больно, но ты не один и мы тебе поможем справиться…
Выберите сами, что именно стоит сказать и какими именно словами, и помните, что горе надо пережить, оно не уходит сразу. Поэтому в еврейской традиции детально описано, как должен вести себя человек, потерявший близких. К маленькому ребенку эти законы не относятся, но необходимо понять его душу и быть чутким к его боли.
Очень многое зависит и от поведения говорящего взрослого, с которого ребёнок подсознательно «считывает» «правильное» поведение, «правильные» реакции на печальное событие.
Если взрослый при этом разговоре срывается в рыдания, если в глазах его, тоне голоса «читается» отчаяние, безысходность, то какие бы мудрые слова ни были произнесены, ребёнок будет эмоционально травмирован. Поэтому разговаривать об этом с ребенком должен человек, обладающий правильным мировоззрением и умеющий действительно себя контролировать.
Да утешит Вас Всевышний, как и всех скорбящих о Ционе и Иерусалиме.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.