Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Наши родители, Взрослые дети
После репатриации в Израиль в 1992 г. нам было тяжело психологически, материально и физически. Возможно, поэтому мы многого недодали нашей единственной дочери. Тем не менее, мы заботились о ней как могли, в меру своих возможностей. Когда она вышла замуж, мы с родителями нашего зятя помогли им купить квартиру.
Дочь почти ежедневно звонила мне, довольно часто приезжала к нам с зятем. Во время наших с ней бесед на разные темы она заявляла, что категорически не хочет детей. Одной из главных причин этого является то, что у неё было ужасное детство. Я-то считала, что детство у неё было достаточно благополучным.
Больше года назад она разместила в фейсбуке посты о своём ужасном детстве, в котором её не любили, били (это она о лёгких шлепках по плечу за грубые оскорбительные слова в наш адрес). На этот эмоциональный взрыв или срыв её спровоцировала статья в израильских СМИ о некоем отце, который в детстве бил свою дочь, но в итоге в день её свадьбы попросил у неё прощения и был прощён.
Но мы не были прощены, а, напротив, заклеймены как монстры, измывающиеся над несчастным ребёнком. С тех пор она удалила нас из списка своих друзей в соц. сети, из своей жизни, поменяла свой номер телефона.
До сих пор не понимаю, что это было. Она полностью спроецировала на себя прочитанную историю, добавила кое-что из своего опыта, сгустив краски. Что делать? Как исправить ситуацию? N.
Уважаемая N.,
К сожалению, сильно сомневаюсь, что на этом этапе ситуация исправима. Так как ваша дочь — взрослый человек, как минимум, старше тридцати, и она для себя сознательно выбирает видеть только плохое и забыть всё хорошее, что для нее было сделано. В таком случае попытки доказывать, что вы «не верблюды», — бесполезны.
Единственное практическое, что, по-моему, вы можете сделать: если у вас хорошие отношения с зятем и его родителями, поговорить с ними, описать ваши ощущения и попросить их повлиять на дочь, чтобы она согласилась встретиться с вами или, по крайней мере, связаться через соц. сети. И попробовать объяснить ей ваше видение ситуации. (Включая даже то, что, если вы пару раз ее ударили, то в Советском Союзе, да и в Израиле в те годы это было общепринятой формой наказания и никакие социальные органы не вмешивались, если речь не шла о тяжких побоях, опасных для здоровья и психики ребенка).
Если же они откажутся вмешаться или она не захочет ничего слушать, то всё, что вы можете — это молиться, чтобы Б-г дал человеку немного понимания... Т. к. обычно дети начинают понимать родителей, когда у них появляются собственные дети и они видят, что очень непросто, да и просто нереально быть белыми и пушистыми при любых обстоятельствах. Но, так как ваша дочь детей иметь не хочет, то ей пока понять это практически невозможно и она продолжает жить в своих фантазиях о том, что ей недодали.
Может быть, стоит посоветовать зятю, чтобы дочь — для ЕЁ пользы — обратилась к хорошему опытному психологу и проработала с ним свои воспоминания. Так как для человека нездорово жить с ощущением, что его не любили и о нем не заботились.
Но не берите на себя ответственность за выводы дочери. Это не в ваших руках. У всех родителей бывают какие-то ошибки, но ее выводы, хотя они и звучат жутким приговором вам, в первую очередь говорят о ней самой. Вы заботились о ней в меру своих возможностей (включаю помощь в покупке квартиры), а она ничего этого не хочет видеть и ценить. Это ее выбор — из-за ее внутренних проблем.
С уважением и пожеланием, чтобы Всевышний помог дочери вырасти духовно и научиться понимать других людей, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.