Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дисциплина, Дошкольники, Игры с родителями, Истерики
Здравствуйте. В первую очередь хочу сказать спасибо за вашу работу и за те советы и уроки, которые вы даёте на этом сайте. У меня вопрос к Ципоре Харитан. У меня как отца постоянно конфликт с сыном трех лет. Я редко дома, и, когда я приезжаю на выходные домой, стараюсь приучать к дисциплине. Он этому противится, и начинаются истерики, вплоть до того, что начинает биться головой или кидаться вещами. Получает сразу по попе за такие крайности, успокаивается, но истерика продолжается. С уважением, N.
Уважаемый N.,
Вам очень хочется добиться правильного в Ваших глазах поведения ребенка, но Вы выбрали для приучения его к дисциплине самый непростой возраст. Обычно дети от двух с половиной лет до четырех с небольшим часто проявляют просто ослиное упрямство, как мы уже не раз писали. Это является необходимым психологическим этапом для развития личности ребенка, т.к. он учится стоять на своем, а не просто быть марионеткой, которой родители могут управлять.
Понятно, что дисциплина очень важна. Но силовые методы обычно плохо помогают ее добиться, как Вы сами описываете в своем письме. Поэтому попробуйте набраться терпения и приучать к дисциплине игрой (типа: «А кто сумеет сделать то-то, пока я считаю до десяти или до двадцати?»), предоставлением выбора (типа: «Ты хочешь идти умываться сам, или отвести тебя за ручку?»), премиями («Кто сделает то-то и то-то, получит конфету») и т.д.
Возможно, Вам покажется, что это не дисциплина, а баловство. Но так есть гораздо больше шансов, что ребенок действительно сделает то, что Вы хотите, и не будет конфликтов с истериками.
Кроме того, Вы пишете, что редко бываете дома. Поэтому не стоит, чтобы у ребенка возникло ощущение: «приехал злой полицейский с дубинкой». Дисциплиной должна заниматься мама, потому что она находится с ним постоянно, и делать это и «положительными» методами, см. выше, и другими. А приезд папы должен восприниматься ребенком как радость, и тогда он гораздо охотнее будет Вас слушаться.
О воспитании детей могу сказать: лучше проиграть бой, но выиграть войну. Не сомневаюсь, что у Вас значимая цель — приучить ребенка к дисциплине, порядку, хорошему поведению. Но стоит ли «выиграть бой» и подчинить ребенка себе по мелочи, если, когда Вас не будет дома, он сможет опять нарушать эти правила? Лучше прививать их медленно и с большим терпением, но так, чтобы они стали привычкой на всю жизнь.
С уважением и пожеланием радости от сына, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.