Темы: Ципора Харитан, Развод, Муж и Жена, Общение супругов, Критика, Грубость
Здравствуйте, уважаемые семейные консультанты!
У меня вопрос. Мой муж меня все время унижает. Да, я знаю, что у меня есть недостатки, как и у всех людей, и я не идеальная, но я стараюсь делать, что я могу. Если я склонна опаздывать, я стараюсь, но не всегда получается справиться с 3 детьми, и младший младенец.
Пропустила очередь к врачу, у ребенка температура высокая. Муж не подвез (был дома, на машине, а самой тяжело добраться, я не вожу). Муж сказал: представь, что меня нет, я на работе. Пропустили 2 очереди утром (на 9 и 9.40), я безответственная мама. Пешком далеко — 30-40 минут бежать (и с детьми). В обед заказала очередь, муж все это время находится дома и говорит, что, если я хочу прогуляться, то чтоб не забыла выйти раньше, если не хочу установить сегодня рекорд.
Да, это очень обидно слушать, хотя я знаю, что виновата. Но он унижает меня всегда, по поводу еды, он упрекает меня в том, что я не могу проявить фантазию и сделать «нормально», чтоб было вкусно. А я делаю просто, главное — быстрее, лучше что-то приготовить, чем совсем ничего, и он придет с работы, покушает. Хотя я не считаю, что это невкусно, просто, может, чуть недосолила и он любит более перченое. Ну, так что, нужно меня каждый раз упрекать в этом?
Или еще в разговоре со мной он говорит, что мой IQ такого уровня, что лучше идти мне пообщаться с ребенком, а не с ним. Это очень обидно, когда все время каждый день тобой недовольны, каждый день есть что-то не так. Например: где порядок? (Хотя я стараюсь, но до его мамы мне далеко, у которой все блестит, как во дворце, и нет ни одной пылинки). И еду я готовлю всегда вовремя, и с собой ему на работу собираю, и все для него делаю, стираю, глажу его рубашки, детей смотрю. Но такое чувство, что я пустое место, как будто я ничего не делаю. Я уж, спасибо ему, думаю про себя, что я никто и звать меня никак, и я вообще права голоса не имею, и не чувствую одобрения ничему, что я делаю.
Мне страшно за будущее, у нас только 3 детей (по здешним меркам «только», когда у всех по 10), что будет дальше? Когда я прошу помощи, говорю, что у меня очень сильно болит спина (у меня в стране исхода была группа по инвалидности по сколиозу), прошу его помассировать, то его ответ — что надо будет купить массажер ручной, чтоб сама массажировала, и все. Так я и не дождалась помощи. Обидно до слез. Вот что мне делать? А еще я его не понимаю. Бывает, что-то ему скажу, а он сердится сразу, обижается, а я не понимаю, что ему такого обидного сказала, неужели проявила неуважение? А когда я спрашиваю, в чем дело, он не хочет разговаривать. Извините за длинное письмо. Спасибо заранее за помощь. P.S.:У нас разница в возрасте 14 лет, он старше. Если это важно.
С уважением, N.
Уважаемая N.,
Прочитала Ваше письмо и задала себе два вопроса.
Первый: каким образом Вы реагируете на это поведение мужа? То есть, доходите ли до криков, слез, скандалов и бесконечных попыток оправдаться? И так он знает, что бьет по больному месту, и позволяет себе это? Или же спокойно ставите его на место? То есть: «Это то, что я могу и стараюсь. А хочешь больше — позаботься, чтобы у меня была помощь». У меня сильное подозрение, что все-таки общение идет по первому пути.
Второй: что Вы получаете от мужа, который Вас так унижает, оскорбляет и лишает необходимой помощи, что во имя этого готовы терпеть подобное отношение? Ясно, что этот человек не относится к Вам так, как нормально относиться мужу к жене, и не только унижает, но и отказывает в необходимой помощи, а потом выражает недовольство, как в случае с больными детьми. Т.е. сказать женщине, сидя при этом дома: «Вообрази, что я на работе, и справляйся сама», а потом обвинять ее в том, что не справилась, это — целенаправленное издевательство. Мне непонятно, какова его цель. Но совершенно ясно, что его поведение не оправдывается никакими принятыми нормами отношений между мужем и женой, никакими религиозными принципами и т.д.
А поэтому, если у Вас есть причины терпеть это отношение и продолжать брак в такой форме, тогда хотя бы научитесь не реагировать на его попреки, не оправдываться и не принимать их близко к сердцу. Если же Вы считаете, что у Вас больше нет сил терпеть это психологическое насилие, то скажите ему: Вы дальше так жить не согласны и, если Вы его ни по каким критериям не устраиваете, то можно расстаться. Но если вы остаетесь вместе, то ему придется научиться обращаться с женой, как положено нормальному мужу, а Вы, со своей стороны, готовы научиться проявлять к нему уважение. Но для этого вам обоим потребуется психологическая помощь. А жить в атмосфере постоянных придирок и унижений Вы не будете.
Конечно, это можно сделать, только когда Вы сами почувствуете, что готовы прекратить этот брак, если он будет продолжаться в такой унизительной форме. Если у Вас есть возможность найти для себя психологическую помощь и поддержку, чтобы понять, как противостоять агрессии мужа, то очень рекомендую за ней обратиться.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.