Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Роли супругов, Беременность, Роды, Быт семьи
Шалом, уважаемый консультант! Вчера у меня произошел очень неприятный инцидент с мужем (мы с ним оба евреи). У меня есть небольшая сумма денег, доставшаяся в наследство, которую бы мне хотелось со временем применить для разумных целей (покупка машины, расширение жилплощади и т.д.), а пока она мне просто служит «подушкой безопасности». Сейчас я осталась без работы, и муж не хочет временно меня «покормить», он считает, что я должна брать на свои нужды из тех денег (в том числе и на еду). Но это еще полбеды. Он сказал, что и когда я буду в декрете с ребенком, то он тоже не должен меня «кормить», раз у меня есть средства. Я ему сказала, что зачем мне вообще тогда нужен муж? Подскажите, пожалуйста, очень рассчитываю на Вашу мудрость, неужели муж не должен содержать жену, пока она без работы или не может работать (но при этом у нее есть деньги)? И наоборот, если муж не может работать, то следует ли жене его «кормить»? Спасибо! N.
Уважаемая N.,
По еврейскому Закону, когда женщина выходит замуж, муж берет на себя обязательство содержать ее. Т.е. кормить и одевать в меру своих денежных возможностей. С другой стороны, то, что женщина зарабатывает, идет в семью на нужды семьи, а не является ее отдельным доходом. Заранее оговаривают, что будет с имуществом, которое жена приносит с собой в брак. Т.е. либо мужчина может им пользоваться и обязан вернуть его жене в целости в случае развода, либо он не может им пользоваться и никакой ответственности за него не несет. Все это несколько сложнее, чем я описываю в двух словах, но хотела бы перейти к практической стороне.
Согласна, что у Вас есть право быть обиженной за то, что муж не готов поддержать Вас в трудный час и заранее предупреждает, что не возьмет на себя ответственность, когда Вы будете в декрете. С другой стороны, возможно, то, что у Вас есть ВАШИ деньги и Вы сама решаете, что с ними делать и это даже не обсуждается с мужем, как я поняла, могло вызвать у него серьезную обиду — и теперь он за нее отыгрывается. Безусловно, в хорошей дружной семье каждая сторона должна поддержать другую в трудный час. Кроме того, всегда советую договориться об общих принципах использования всех доходов в семье из самых разных источников. Возможно, если бы Ваш муж знал, что у него есть право высказать свое мнение о том, как использовать Ваши деньги, и Вы готовы к этому мнению хотя бы прислушаться, то, может быть, он бы вел себя по-другому. В качестве попытки примирения рекомендовала бы попробовать обсудить вместе: как мы оба строим наш семейный бюджет и как мы распределяем деньги в соответствии с пониманием и интересами обеих сторон.
Если же муж окажется человеком, который не заинтересован что-либо обсуждать и считает, что есть его деньги на его нужды и Ваши деньги на Ваши нужды, то, мне кажется, это не семья. Потому что очень трудно понять: один съел целый половник супа, а другой только три четверти. Как делим расходы на суп? Сколько платит тот, кто купил овощи и привез их домой, а сколько тот, кто приготовил этот самый суп? Понимаю, что мой пример выглядит абсурдным, но в общем так и выглядят семьи, где он отвечает за выплату коммунальных услуг, а она за продукты питания. Допускаю, что до сих пор по молодости вашего брака вам обоим не приходилось об этом задумываться. Но, по-видимому, пришло время это сделать.
Желаю вам найти общий язык в этой области и во многих других.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.