Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Кризис начала совместной жизни
Здравствуйте, Ципора! Можно ли обращаться за помощью в решении проблем недавно образовавшейся, но уже наломавшей дров в отношениях нашей соблюдающей семьи к семейному психологу, не имеющему отношения к еврейству? Мы живем в городе, где очень профессиональных и толковых «простых» психологов пруд пруди, а религиозного еврея, семейными делами занимающегося, найти невозможно.
Муж, сначала отказывающийся вообще слышать о каких-то консультациях, советах, сторонней помощи, потому что опасался, что его станут учить, как жить, теперь ради мира готов пойти пообщаться с консультантом. Но отчего-то он решил, что семейный консультант будет только и делать, что забрасывать нас цитатами из святых книг. Более же прозаичное общение об общечеловеческих, не специфически еврейских семейных проблемах (муж невнимателен, жена наезжает и пр.) он не воспринимает как достойное того, чтобы тратить на него время. Поэтому говорит, что нерелигиозные в принципе не могут сказать ему ничего, что бы он не знал. Вопросы:
1. Можно ли мне обращаться за помощью к несоблюдающим евреям/неевреям, и есть ли смысл идти к ним одной (или стоит привлечь с собою и мужа (как?)?)?
2. Когда мой благословенный муж говорит без всякого рисования, спокойно и убежденно, что лучше него специалиста по шлом-байту нет (действительно, он помирил множество семей и является для многих в этой области большим авторитетом, и мало того, обладает огромным опытом построения прекрасных отношений с первой женой), я ему верю полной верой без капли сомнения. Но сразу же после этого он совершает множество поступков по отношению к жене, которые не слишком согласуются с глубинным чувствованием принципов шлом-байта.
И я потихоньку начинаю сходить с ума. Ведь не могут же быть все проблемы во мне? (Например, мне обещают и забывают, отвлекаясь, не разговаривают и не проводят время со мной, уставая на работе, не делают мне разных приятностей, опасаясь, что приятность окажется не по вкусу — всему нахожу достойные оправдания. А я расстраиваюсь и по неучености хожу, не сияя от удовольствия, и даже, было, проявляла несогласие со сложившимся положением вещей, не слишком корректно, но без ругани и битья посуды :). А была бы более мудрой, всячески поощряла бы и поддерживала мужа, даже если б самой от тоски хотелось выть). Или может только один из супругов (я) быть источником непонимания и конфликтов? И тогда мне самой достаточно хорошенько поучиться и поконсультироваться — и все наладится само собой? Огромнейшее спасибо за ответ и сочувствие, пусть Творец даст Вам много сил и непоколебимое здоровье! Н.
Уважаемая Н.,
Я знаю многих прекрасных психологов, которым очень непросто в своей собственной семейной жизни. Т.к. в этой ситуации кроме высокого интеллектуального уровня и хорошего понимания, как себя надо вести, проявляются ещё и наши личные интересы. И человеку очень трудно или совершенно невозможно быть самому себе правильным советчиком, т.к. мы себя оправдываем, защищаем, прощаем себе многое такое, чего другому не простили бы. Поэтому, несмотря на образование, понимание и хорошую практику, мы нуждаемся в советчике «со стороны». Сам факт, что обычно всем психологам рекомендуют обращаться за supervision в личном и профессиональном плане, показывает, что человек не может всегда решать правильно собственные проблемы. Что касается еврейских источников, то они об этом говорят однозначно: эйн хавуш мэтир ацмо ми-бейт а-асурим («Заключенный не освобождает себя сам из тюрьмы» — Брахот 5 б). Поэтому, хотя я готова так же глубоко и искренне, как Вы, верить в профессиональный опыт Вашего мужа, всё-таки посоветовала бы обратиться к специалисту. И если он даст те же рекомендации, что и Ваш муж, то тем лучше, а если нет — может быть, стоит задуматься. Могу по секрету сказать, что, несмотря на свой профессиональный опыт, время от времени прибегаю к помощи других профессионалов. И должна заметить, что именно профессиональный опыт помогает получить большую пользу от этих встреч, т.к. со мной не надо долго ходить вокруг да около. Так что покажите мой ответ мужу.
Считаю, что важно обратиться к религиозному консультанту. Если религиозный консультант забросает вас цитатами, значит, он не профессионален и не стоит обращаться к нему второй раз. Но нерелигиозный смотрит на отношения в семье совершенно иначе, чем человек, для которого семья свята. Сегодня, если нельзя встретиться со специалистом лицом к лицу, существует куча виртуальной техники, которая позволяет обратиться к специалисту, живущему далеко. И думаю, что можно будет найти консультанта, который согласится работать с вами как с парой. Если же муж считает, что проблема именно в Вас, то хороший психолог может посоветовать ему, как вести себя так, чтобы у Вас был стимул изменить своё поведение к лучшему.
Желаю найти подходящую психологическую помощь.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.