Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Второй брак, Самосовершенствование в браке
У нас второй брак. У обоих взрослые дети, свой бизнес. Не получается стать одним существом, с одними интересами и финансами. Муж видит очень много сложностей, которым я не придаю значения. Говорит, что 80% вторых браков распадается. Просит попросить раввина рассказать о еврейском взгляде на второй брак. И.
Уважаемая И.,
Ваш муж прав, когда говорит, что очень большой процент вторых браков распадается. Но причина обычно не в том, что этот брак второй, а в том, что супруги ничему не научились на опыте первого брака. Т.е. когда люди приходят ко второму браку в вашем возрасте, поздно ожидать от супруга/-и, что они изменятся. Так как обычно это уже не очень молодые люди со сложившимися взглядами и привычками. Поэтому второй брак требует гораздо большей терпимости, способности принять человека таким, как он есть. Для этого совершенно не обязательно объединять финансы, но необходимо договориться о том, как мы ведём себя во всех основных сферах, т.е. каково жизненное пространство каждого из нас, вмешиваемся ли мы в дела друг друга без приглашения и просьбы, готовы ли мы принимать детей супруга/-и от первого брака, не высказывая ему, что неправильно в их поведении и воспитании, умеем ли мы найти общие интересы, готовы ли мы с пониманием относиться к различиях во вкусах, терпимы ли мы в интимной сфере. Я могу продолжать этот список ещё очень долго, но думаю, что идея понятна.
Второй брак требует ещё большей работы, чем первый. Но у супругов во втором браке есть огромное преимущество, если они только умеют им пользоваться. У них большой жизненный опыт, и если они добросовестно исследовали свои ошибки в первом браке, то могли очень многому научиться. Если в молодые годы люди очень темпераментны и чаще всего решают проблемы на уровне чувства и инстинктов, во втором браке они уже способны подумать прежде, чем действовать. С другой стороны, понятно, что та молодая инстинктивная влюблённость, которая была почвой первого брака, очень редко присутствует во втором. А поэтому слияние воедино происходит медленно и постепенно — на базе приятного времяпровождения, удовольствий, которые мы доставляем друг другу, общих интересов, которые мы развиваем, и т.д. Если эта работа проделывается, то во втором браке можно быть очень счастливыми и он может быть очень прочным. Мудрецы говорят, что в первом браке супруг — суженый, а во втором — мы получаем супруга в соответствии с нашими заслугами. Позволю себе сказать, что заслуги могут быть не только до брака, но и именно в нём.
Поэтому не надо отчаиваться, когда строительство новой семьи оказывается нелёгким и непростым. Если вы оба приложите к развитию своих отношений много желания и усилий, то постепенно почувствуете, что становитесь близкими людьми. И, конечно же, в еврейском браке, неважно, первом или втором, всегда нужно молиться, чтобы Всевышний был с нами и помог, чтобы между нами были аhава вэ-ахава, вэ-шалом вэ-рэут — любовь, братство, мир и близость (как сказано в благословении, которое произносят во время хупы).
Желаю вам найти в себе силы заслужить ваше семейное счастье и построить хороший еврейский дом.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.